АННОТАЦИЯ
В 2011г. по итогам теоретического анализа проблемы репрезентации профессиональной ответственности было выдвинуто концептуальное предположение о том, что содержание представлений о профессиональной ответственности различаются в зависимости от профессиональной принадлежности работников и руководителей. Эти представления имеют сложную структуру, включающую элементы как профессионального (нормативного), так и обыденного знания о существе ответственности. В содержании представлений имеются когнитивные и эмоциональные элементы, а также элементы готовности к ответственному поведению. Для формирования программы основного этапа исследования было проведено поисковое исследование с помощью метода интервью. Респондентов опрашивали по заранее составленному списку вопросов, ответы подвергались контент-анализу. Результаты показывают, что центральными элементами представлений о профессиональной ответственности являются «выполнение поставленных руководством задач», «профессиональный уровень», «соблюдение принятых правил и норм», «материальная ответственность». Результаты свидетельствуют о том, что нормативный план в представлениях об ответственности преобладает над личностным и нравственным планами. В 2012г. выполнялись следующие задачи: выявление основных смысловых блоков в содержании социальных представлений студентов о профессиональной ответственности; изучение связи уровня успеваемости с формированием СП о профессиональной ответственности у студентов; анализирование связи добросовестного (ответственного) отношения к учебе с показателями общей интернальности студентов. Выявлено, что отношение личности к деятельности зависит, прежде всего, от степени осознания ею обязанностей и действенного овладения способами их реализации. Нами были изучены проблемы профессиональной ответственности личности в контексте психологии обыденного сознания, а конкретно, через исследование социальных представлений студентов, обучающихся по профильной специальности – ядерная энергетика. Для студентов с высоким уровнем успеваемости (в сравнении с остальными) суть профессиональной ответственности составляют, прежде всего, «соблюдение принятых правил и норм», а также «разделение обязанностей» и «осознание материальной ответственности». По трем, выделенным нами блокам СП определились ядерные (центральные) элементы. Суть профессиональной ответственности, согласно СП студентов, заключается, прежде всего, в высоком профессиональном уровне работника и в качестве его работы. В том, что касается вектора ответственности – это «руководство», «клиенты» и «коллеги», а формирование профессиональной ответственности связывается с личностными качествами и процессом обучения. Однако в содержании СП отсутствует такой важный элемент, как ответственность личности перед собой в процессе деятельности (самокритичность, уверенность, самоконтроль, аккуратность и др.). Отсутствуют в них и указания на моральные (честность, обязательность, порядочность, справедливость и т.д.), а также волевые (настойчивость, решительность, находчивость и др.) качества личности как на атрибуты профессиональной ответственности. Подобная «неполнота» представлений может быть связана с недостатком жизненного и профессионального опыта, сосредоточенностью студентов на получении знаний, профессиональной компетенции, больше, чем на морально-нравственной стороне их будущей деятельности. В 2013г. проведено эмпирическое исследование на российской атомной электростанции (АЭС). В исследовании принял участие оперативный персонал реакторного цеха АЭС (профессионально-должностная группа: рабочие) (всего 78 чел.), работающий в должности оператор реакторного отделения и старший оператор реакторного отделения с применением следующих личностных методик и методики по выявлению структуры социальных представлений о профессиональной ответственности (Т.П. Емельянова). В ходе настоящего исследования проводилась также экспертная оценка уровня профессионального (должностного) соответствия рабочих (оперативный персонал). Сопоставлены результаты трех этапов (2011-2013гг.) исследования для того, чтобы проследить формирование социальных представлений о профессиональной ответственности с помощью сравнительного анализа СП студентов профильных ВУЗов и операторов энергосистем. Сделана попытка выявления "ядра" и "периферии" социальных представлений о профессиональной ответственности. Показано, что наиболее существенное влияние на формирование профессиональной ответственности, по мнению операторов атомной станции, оказывают, в первую очередь, личностные качества и обучение.
ЦИТАТА
Дорофеев, Е.Д. Социальные представления о профессиональной ответственности у специалистов-операторов энергосистем / Е.Д. Дорофеев отчет по НИР № 11-06-00744 (Российский гуманитарный научный фонд)