АННОТАЦИЯ
В рамках проекта «Структурно-функциональные характеристики дискурса в разных социальных сферах» осуществлено изучение организации дискурса в условиях повседневного общения (дома, в транспорте, магазине, в перерывах учебных занятий), научных обсуждений, консультационной психологической работы и выявлены особенности трех форм масс-медийного дискурса (теледебаты, ток-шоу, телебеседа). Проанализированы типовые паттерны взаимодействия партнеров в диалоговых формах дискурса. Получены новые данные, характеризующие проявляющиеся в структуре дискурса отношения участников, реализуемые ими конверсативные тактики и составляющие их коммуникативные ходы, а также используемые коммуникантами способы оказания психологического воздействия. Вместе с тем, на основе полученных результатов расширено и уточнено представление об интенциональном пространстве дискурса и осуществлено моделирование интенциональной базы трех видов масс-медийного дискурса, а также научного дискурса и дискурса психологического консультирования. Помимо типовых составляющих интенциональной базы консультационного дискурса описаны варианты ее реализации, характеризующие специфику конкретных случаев. Выделены особенности интенциональной базы предвыборных дебатов, телебесед и ток-шоу. В пользу выдвинутой гипотезы о том, что своеобразие видов дискурса в существенных чертах определяется их интенциональной базой, свидетельствуют полученные данные о взаимосвязи актуальных интенций субъектов общения и проявляющихся в дискурсе отношений доминирования/ подчинения, а также выявленное влияние интенционального подтекста разговора на характер интеракций и реализуемые способы оказания психологического воздействия. Показано, что в ходе общения формируются согласованные интенциональные паттерны, направляющие процесс взаимодействия собеседников. Воздействие, осуществляемое при этом коммуникантами друг на друга, реализуется в тактиках, коммуникативные ходы которых связаны с актуальными интенциями общающихся сторон. Описаны характерные интенциональные паттерны взаимодействия, оценена их распространенность, выявлены сопряженные с ними межличностные отношения участников. О роли актуальных интенций субъектов общения в организации дискурса свидетельствуют также данные, полученные с использованием метода Data Mining и системы WizWhy. На основе анализа установленных правил типа «если – то», выявлены интенциональные паттерны, сопряженные с использованием коммуникантами различных приемов речевого воздействия, и охарактеризована вероятность их применения. Обнаружены приемы воздействия такие, как выбор информации, сообщение позитивных/негативных фактов, реализация которых при наличии релевантных интенций субъекта общения осуществляется с такой регулярностью, что можно говорить об их автоматическом использовании. Показано, что употребление других приемов воздействия (экспрессивных слов, особого жаргона и пр.) связано с характерным кругом актуальных интенций субъектов общения, в большинстве случаев с определенным интенциональным комплексом, причем вероятность реализации приема растет с увеличением числа релевантных интенциональных переменных. С учетом всего массива полученных данных расширено и уточнено представление о интенциональном пространстве исследуемых видов дискурса и их структурно-функциональных особенностях. Обосновано положение об интенциональном пространстве дискурса как ведущей детерминанте, обусловливающей его специфику в разных социальных контекстах. Показано, что видоизменение типовой интенциональной структуры в различных видах дискурса касается: соотношения основных интенциональных направленностей субъектов общения, наполняющих их конкретных интенций, их взаимосвязи, наличия факультативных интенциональных направленностей (на регуляцию разговора и пр.). При анализе полученных эмпирических материалов осуществлено методическое продвижение исследования в плане отработки приемов дискурс-анализа и стандартизации процедуры исследования. Развитие получили: техника интент-анализа полилогов, включающая показатели направленности субъекта на адресата речи, других присутствующих, широкую аудиторию; приемы интент-анализа, служащие выявлению скрытых форм направленности на провоцирование и оказание воздействия; контент-аналитические шкалы для выявления используемых коммуникантами риторических приемов; методика изучения формирующихся в дискурсе межличностных отношений.
ЦИТАТА
Павлова, Н.Д. Структурно-функциональные характеристики дискурса в разных социальных сферах / Н.Д. Павлова отчет по НИР № 10-06-00480 (Российский гуманитарный научный фонд)