Когнитивная модель развития речевой способности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Когнитивная модель развития речевой способности

Ушакова Т.Н.
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 1999
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Разработка проблемы речевой способности человека велась путем изучения раннего когнитивного и речевого развития ребенка, выявления принципов и механизмов хода речевого онтогенеза. В исследовании младенцев (0-12 мес., 12 человек) прослеживалось проявление общих механизмов в различных психических сферах: двигательной, коммуникативной, голосовой. Обнаружено, что в каждой из указанных сфер последовательно проявляются следующие механизмы: а)функционирование первичных прирожденных рефлексов, б)первичные циркулярные реакции, в)вторичные циркулярные реакции, г)преднамеренные реакции. В голосовой сфере они поэтапно проявляются в виде: прирожденного крика, гуления, лепета, преднамеренных вокализаций. Предложена теоретическая модель, объясняющая развитие звуковых сигналов, становящихся первыми словами ребенка. Описаны принципиальные феномены раннего речевого онтогенеза как закономерного процесса общего когнитивного развития психики. Дано первоначальное формулирование концепции природы и энергетики развивающегося речевого механизма. По материалам исследования опубликована статья в "Психологическом журнале" (см.). С целью выявления временной перспективы обнаруженных механизмов проведено исследование речевой коммуникации детей более старшего возраста (3-5 лет, 30 детей). Выявлялись побудительные, интенциональные основания их речи в игровых условиях. Использовался метод интент-анализа, разрабатываемый в Лаборатории психологии речи ИПРАН. Обнаружено, что интенционально-целевая направленность существенно характеризует речевое поведение детей в игре. Выявлены интенциональные структуры, имеющие иерархическую организацию и включающие разные типы интенциональных направленностей. Описана их гендерная и возрастная специфика. По материалам работы подготовлена статья, принятая к публикации в журнале "Вопросы психологии". Изучались особенности развития моно- и дизиготных близнецов в плане связи речи с поведенческими проявлениями.
ЦИТАТА
Ушакова, Т.Н. Когнитивная модель развития речевой способности / Т.Н. Ушакова // . – 1999. – С.
АВТОРЫ

Ушакова Татьяна Николаевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

146
РЕЧЬ ПСИХОЛИНГВИСТИКА РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ