АННОТАЦИЯ
Завершено проведение экспериментов с формированием у испытуемых компетенции в определенной предметной области, психологическим тестированием и оценкой уровня когнитивного развития (по Ж.Пиаже); разработан и апробирован оригинальный метод формального описания декларативных и процедурных компонентов структуры знания у человека и структуры опыта у животных; разработан и апробирован количественный способ оценки сложности индивидуальной структуры знания, учитывающий особенности процесса ее формирования. Установлено, что: (1) базовые компоненты структуры знания обладают свойствами декларативных составляющих, их состав преимущественно соответствует логике предметной области; отношения между базовыми компонентами обладают свойствами процедурных составляющих, они преимущественно соответствуют индивидуальной истории взаимоотношений субъекта с предметной областью. (2) важнейший эффект научения состоит в том, что скорость формирования декларативных компонентов структуры знания уменьшается по мере приобретения компетенции, а процедурных компонентов - возрастает; эффект развития проявляется в увеличении расхождения скоростей формирования декларативных и процедурных компонентов структуры знания с возрастом испытуемых. Показано, что низкие скорости формирования декларативных компонентов соответствуют более высоким оценкам поленезависимости и более успешному решению задач мультипликации отношений. (3) новые компоненты структуры индивидуального знания формируются как протокомпоненты за несколько актов до их первой реализации в наблюдаемом поведении; базовые компоненты структуры индивидуального знания формируются в результате дифференциации протокомпонентов, которые принципиально не проявляются в наблюдаемом поведении.
ЦИТАТА
Александров, И.О. Закономерности формирования структуры индивидуального знания: сопоставление эффектов научения и развития / И.О. Александров // . – 1998. – С.