АННОТАЦИЯ
Предлагаемый проект направлен на выявление нейрофизиологических основ феномена «перемещения следа памяти». В исследованиях с применением методов разрушения, инактивации и регистрации мозговой активности показано, что роль различных структур мозга на последовательных стадиях формирования памяти изменяется. Этот феномен, изученный, главным образом, при сравнении гиппокампа и некортикальных структур, получил название «перемещение следа памяти» (из гиппокампа в кору). Роль передней и задней цингулярной коры, по данным ряда исследований, также неоднородна на последовательных этапах: вклад передней цингулярной коры в обеспечение поведения максимален на ранних стадиях научения, а задней цингулярной коры – на поздних. Нами разработаны методы установления поведенческой специализации нейронов при острой и хронической регистрации активности нейронов в сложном инструментальном поведении. Настоящее исследование направлено на то, чтобы проверить предположение, согласно которому феномен «перемещения» памяти из передней в заднюю цингулярную кору обусловлен различием объемов и динамики формирования поведенческих специализаций в упомянутых корковых областях. Имеющиеся работы по изучению динамики мозгового обеспечения поведения на разных стадиях его формирования с применением методов регистрации активности нейронов указанных областей коры для выявления межструктурных различий ее характеристик единичны, основаны на анализе мультиклеточной активности и не включают определения поведенческой специализации нейронов. Поэтому данные этих работ могут быть использованы для формулировки, но не для проверки упомянутого предположения. В рамках настоящего проекта планируется обучать кроликов совершать нажатие на педаль для получения пищи в кормушке и регистрировать активность отдельных нейронов передней и задней областей цингулярной коры мозга на последовательных стадиях формирования этого поведения. В соответствии с нашим предположением, основанном на данных литературы и результатах собственных исследований активности нейронов цингулярной коры в дефинитивном поведении (см. пп. 4.5. и 4.6.), обеспечение поведения на первых стадиях научения происходит в значительной степени за счет изменения отношений между элементами ранее сформированной памяти. Преполагается, что эти изменения, отражающиеся в динамике «неспецифических» активаций (см. п. 4.3.), проявляются раньше и в большем объеме в передней, чем в задней цингулярной коре. На последующих стадиях научения мы ожидаем, что увеличение количества специализированных нейронов, дающих «специфические» активации (см. п. 4.3.), происходит, по большей части, именно в задней цингулярной коре и сопровождается уменьшением вклада передней цингулярной коры в обеспечение поведения. Наше предположение планируется проверить в экспериментах путем подтверждения или отвержения ряда конкретных статистических гипотез (см. п. 4.2.). Предлагаемый в настоящем проекте подход к проблеме «перемещения следов памяти», а также способы регистрации и анализа нейронной активности в поведении, которые предполагается использовать, во-первых, соответствуют мировому уровню исследований в этой области и, во-вторых, обладают новизной (см. пп. 4.3, 4.5. и 4.6.).
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Нейрональные основы феномена перемещения следа памяти / Ю.И. Александров // . – 2008. – С.