АННОТАЦИЯ
В литературе выделяют два типа моделей эмоционального интеллекта – смешанные модели и модели способностей. Представители первого направления (Д. Гоулмен, Р. Бар-Он) рассматривают эмоциональный интеллект как комплекс когнитивных способностей и личностных черт и разрабатывают опросники для его диагностики. Представители второго (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо) считают, что эмоциональный интеллект – это совокупность когнитивных способностей, и его диагностика возможна только с помощью тестовых заданий. Ввиду широкого использования обеих моделей концептуальная модель эмоционального интеллекта остается противоречивой. Также, несмотря на интенсивные разработки, остается малоизученным вопрос о динамике развития эмоционального интеллекта. На основе экспериментальных данных можно сделать вывод, что опросники измеряют определенную комбинацию уже известных личностных черт; напротив, тесты позволяют оценить эмоциональный интеллект как самостоятельный конструкт. Это дает нам основание в данном проекте отказаться от смешанных моделей в пользу моделей способностей. Тем не менее, при построении тестов на базе моделей способностей существует проблема в определении метода подсчета баллов, связанная с наличием в тесте проективных заданий, которые отражают личностные особенности испытуемого и не могут иметь правильный ответ априори. Адаптация широко известной методики MSCEIT v.2.0 позволила начать исследования на российской выборке. Но набранных данных пока недостаточно для развернутых выводов. Целью проекта является изучение динамики изменений эмоционального интеллекта, отражающей становление данного психологического феномена. Важно прояснить соотношение эмоционального интеллекта с другими психологическими конструктами. Планируется проведение широкомасштабного исследования, которое позволит выявить возрастные, половые и региональные особенности становления и функционирования эмоционального интеллекта. Именно на русскоязычной выборке будут получены данные о соотношении эмоционального интеллекта с личностными, биологическими и социальными характеристиками человека. Для реализации поставленных задач будет использован широкий спектр тестовых и опросниковых методик. В рамках данного проекта планируется создание методики, направленной на изучение эмоционального интеллекта у подростков. Результаты исследования будут иметь большое теоретическое значение, так как позволят углубить представления об эмоциональном интеллекте, как регулятивной способности. Практическое значение работы обусловлено возможностью создания на основе полученных данных корректирующих программ и тренингов.
ЦИТАТА
Ветрова, И.И. Эмоциональный интеллект: динамика и структура / И.И. Ветрова // . – 2011. – С.