АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению социально-психологических аспектов долгового поведения, которые рассматриваются как комплекс социальных верований, долгосрочной ориентации и временнóй перспективы личности. Целью исследования был анализ социальнопсихологических особенностей потребителей различных видов займов (N = 291). Выборку составили респонденты 20-65 лет; выделены три группы по 97 человек согласно виду займа (ипотека, потребительские кредиты и микрозаймы). Методы исследования: русскоязычные версии Шкалы веры в справедливый мир К. Далберт и Опросника временнóй перспективы Ф. Зимбардо, короткой версии шкал из методики Дж. Даккита «Вера в справедливый мир»; опросник «Долгосрочная ориентация» Т.А. Нестика, Экспресс-опросник долгового поведения М.А. Гагариной и М.А. Падун. Наличие достоверных различий между исследуемыми группами по параметрам социальных верований, долговым установкам и отношению ко времени позволяет рассматривать указанные переменные как значимые для дифференциации психологических особенностей потребителей различных займов. Данные характеристики образуют системы связей со специфичным для каждой группы признаком-индикатором. В результате корреляционного анализа с построением корреляционных плеяд было показано, что выбор займа как один из аспектов долгового поведения связан с такими компонентами представлений человека о социальном мире, как его опасность и конкурентность. Обнаружено, что заемщики, имеющие ипотечный кредит, характеризуются прагматичностью, позитивными представлениями о своем прошлом, ориентированы на учет отдаленных последствий своих решений и готовы исполнять взятые на себя долговые обязательства. У заемщиков микрофинасовых организаций (МФО), по сравнению с другими группами, внутренняя рассогласованность временнóй перспективы способствует импульсивным и сиюминутным решениям и сопряжена с чувством незащищенности, а невысокая рациональность долгового поведения говорит о заниженной установке на исполнение финансовых обязательств. Заемщики, имеющие потребительский кредит, по исследованным параметрам имеют средние показатели в сравнении с двумя другими группами заемщиков. Намечены перспективы дальнейших исследований.
ЦИТАТА
Емельянова, Т.П. Социльно-психологические особенности потребителей различных видов займов / Т.П. Емельянова, Е.Н. Викентьева, М.А. Гагарина // Вопросы психологии. – 2022. – Т. 68. – № 1. – С. 73-83