Структурно-уровневый подход в психологии и его применение для изучения высших способностей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Структурно-уровневый подход в психологии и его применение для изучения высших способностей

Ожиганова Галина Валентиновна
Ярославский педагогический вестник ВАК IF 0,550
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются структурно-уровневые концепции, предложенные в отечественной и зарубежной психологии. Отмечена актуальность данного теоретического исследования, связанная с анализом структурно-уровневых концепций в психологии, используемых в прошлом веке и в настоящее время, и соотнесением их с определенной областью психологии, например, такой, как психология способностей. Показано, что структурно-уровневый подход применяется в разных направлениях психологии и ее различных областях, например таких, как теоретико-методологическая психология, психология развития, психология личности, психология интеллекта, психология способностей, которые служат источником знаний и психологической информации для разработки понятия высших (духовных) способностей. Цель исследования - проанализировать структурно-уровневые концепции в психологии и рассмотреть возможность применения структурно-уровневого подхода к изучению способностей, в частности, высших способностей, относящихся к категории духовных. Исходя из структурно-уровневого подхода, автором предложена схема, позволяющая рассматривать и анализировать разные уровни функционирования способностей; а также трехуровневая модель разных типов способностей, включающая 1) элементарные способности; 2) способности многомерного характера; 3) высшие (духовные) способности. Проведенное на основе структурно-уровневого подхода сравнение высших способностей, занимающих высший уровень в трехуровневой модели типов способностей, с уровнями других иерархических моделей показало соотносимость высшего уровня авторской модели и высших уровней других моделей, при сохранении специфики каждой модели и особенностей ее уровней. Выявлено, что структурно-уровневый подход имеет особое значение для изучения высших (духовных) способностей, позволяя 1) отразить их особое (главенствующее) место в общей системе способностей человека; 2) показать влияние высших способностей на способности других уровней; 3) отметить специфику проявления высших способностей в целом в сравнении с другими способностями.
ЦИТАТА
Ожиганова, Г.В. Структурно-уровневый подход в психологии и его применение для изучения высших способностей / Г.В. Ожиганова // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 2 (125). – С. 82-95
АВТОРЫ

Ожиганова Галина Валентиновна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

85
ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ SPIRITUAL CAPACITIES ВЫСШИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2016 год