В работе изучалась роль репрезентации в обработке нарратива через конструирование ментальной модели ситуации, описанной в тексте задачи. Проведен анализ подходов к обработке повествовательного дискурса, рассмотрены разные уровни ментальных моделей (поверхностная модель, текстовая основа и модель ситуации). Взаимосвязь между ментальной моделью, реконструируемой в процессе понимания текста задачи и успешностью ее решения изучалась на примере задач-головоломок с применением набора когнитивных и дискурсивных методик. На основе анализа современных концепций обработки нарратива, показано, что репрезентация ситуации является ключевым аспектом обработки текста. Выявлены индивидуальные различия в степени включения релевантной информации в ментальные модели в процессе понимания нарратива.
ЦИТАТА
Горюнова, Н.Б. РОЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБРАБОТКЕ НАРРАТИВА (НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК) / Н.Б. Горюнова, А.Н. Воронин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 6-4 (120). – С. 112-117
В статье рассмотрены различные концепции обработки дискурса, объясняющие понимание и интерпретацию нарратива. Показано, что реконструкция ментальной модели ситуации является ключевым аспектом обработк...
В статье раскрываются основные положения концепции совместной интеллектуальной деятельности, вводится понятие когнитивного ресурса человека, определяющего эффективность познавательной деятельности, и ...
Рассматривается становление нового этапа познания, на котором во многих исследованиях ключевую роль начинает играть анализ не сознания, знания и переживания, а интегративного феномена опыта - индивиду...
В статье рассматриваются различные подходы к оценке когнитивного ресурса, понимаемого как «протоспособность» когнитивной сферы, как инфраструктура интеллекта в самом широком его понимании. Эмпирическа...