В работе изучалась роль репрезентации в обработке нарратива через конструирование ментальной модели ситуации, описанной в тексте задачи. Проведен анализ подходов к обработке повествовательного дискурса, рассмотрены разные уровни ментальных моделей (поверхностная модель, текстовая основа и модель ситуации). Взаимосвязь между ментальной моделью, реконструируемой в процессе понимания текста задачи и успешностью ее решения изучалась на примере задач-головоломок с применением набора когнитивных и дискурсивных методик. На основе анализа современных концепций обработки нарратива, показано, что репрезентация ситуации является ключевым аспектом обработки текста. Выявлены индивидуальные различия в степени включения релевантной информации в ментальные модели в процессе понимания нарратива.
ЦИТАТА
Горюнова, Н.Б. РОЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБРАБОТКЕ НАРРАТИВА (НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК) / Н.Б. Горюнова, А.Н. Воронин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 6-4 (120). – С. 112-117
В статье рассмотрены различные концепции обработки дискурса, объясняющие понимание и интерпретацию нарратива. Показано, что реконструкция ментальной модели ситуации является ключевым аспектом обработк...
Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подх...
Статья посвящена отдельным аспектам теоретической и эмпирической интерпретации конструкта «когнитивный ресурс». Когнитивный ресурс, определяемый как множество когнитивных элементов, обеспечивающих акт...
New approaches proposed by Vladimir Druzhinin to the analysis of the nature of general cognitive abilities are analyzed. They include the concept of cognitive resource, the intelligence range model an...