В работе изучалась роль репрезентации в обработке нарратива через конструирование ментальной модели ситуации, описанной в тексте задачи. Проведен анализ подходов к обработке повествовательного дискурса, рассмотрены разные уровни ментальных моделей (поверхностная модель, текстовая основа и модель ситуации). Взаимосвязь между ментальной моделью, реконструируемой в процессе понимания текста задачи и успешностью ее решения изучалась на примере задач-головоломок с применением набора когнитивных и дискурсивных методик. На основе анализа современных концепций обработки нарратива, показано, что репрезентация ситуации является ключевым аспектом обработки текста. Выявлены индивидуальные различия в степени включения релевантной информации в ментальные модели в процессе понимания нарратива.
ЦИТАТА
Горюнова, Н.Б. РОЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБРАБОТКЕ НАРРАТИВА (НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК) / Н.Б. Горюнова, А.Н. Воронин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 6-4 (120). – С. 112-117
В статье рассмотрены различные концепции обработки дискурса, объясняющие понимание и интерпретацию нарратива. Показано, что реконструкция ментальной модели ситуации является ключевым аспектом обработк...
Излагаются основные положения ресурсной модели общего интеллекта. Рассматривается метафора “когнитивного ресурса”, позволяющая объяснить влияние общего компонента g на интеллектуальную продуктивность ...
Статья посвящена описанию результатов исследования различных компонентов нарративной компетенции детей 4 и 6 лет в контексте развития модели психического - системы репрезентации знаний о психических ф...
Раскрывается понятие когнитивного ресурса человека как множества когнитивных элементов (актуальных и потенциальных), взаимосвязанных с интенциональной и активационной структурами, согласованное взаимо...