В работе изучалась роль репрезентации в обработке нарратива через конструирование ментальной модели ситуации, описанной в тексте задачи. Проведен анализ подходов к обработке повествовательного дискурса, рассмотрены разные уровни ментальных моделей (поверхностная модель, текстовая основа и модель ситуации). Взаимосвязь между ментальной моделью, реконструируемой в процессе понимания текста задачи и успешностью ее решения изучалась на примере задач-головоломок с применением набора когнитивных и дискурсивных методик. На основе анализа современных концепций обработки нарратива, показано, что репрезентация ситуации является ключевым аспектом обработки текста. Выявлены индивидуальные различия в степени включения релевантной информации в ментальные модели в процессе понимания нарратива.
ЦИТАТА
Горюнова, Н.Б. РОЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБРАБОТКЕ НАРРАТИВА (НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК) / Н.Б. Горюнова, А.Н. Воронин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 6-4 (120). – С. 112-117
В статье рассмотрены различные концепции обработки дискурса, объясняющие понимание и интерпретацию нарратива. Показано, что реконструкция ментальной модели ситуации является ключевым аспектом обработк...
Раскрывается понятие когнитивного ресурса человека как множества когнитивных элементов (актуальных и потенциальных), взаимосвязанных с интенциональной и активационной структурами, согласованное взаимо...
Анализ формирования модели психического, понимания социальных воздействий (на примере понимания рекламы) и когнитивного развития показал кардинальное изменение сопряженности этих процессов у детей в в...
Статья посвящена оценке надежности онлайн-методики диагностики когнитивного ресурса, определяемого, как множество связанных когнитивных элементов, обеспечивающих активное создание ментальных моделей р...