АННОТАЦИЯ
Во второй части статьи, являющейся продолжением ранее опубликованного материала (см. И.А. Мироненко, А.Л. Журавлев. Культурная психология Яана Вальсинера. Часть I. В дискурсе глобальной науки // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 6. С. 65-73), раскрываются теория и методология, развиваемые в русле культурной психологии Яана Вальсинера. Рассматриваются общенаучные и философские основания, конкретно-научные теории и принципы данного подхода, а также новые, введенные в дискурс психологии, понятия. Показывается, что культурная психология позиционируется Я. Вальсинером как новая общепсихологическая теория, где важнейшую роль играет принцип целостности, т.е. единства методологии для всех уровней психологического анализа, от отдельных психических процессов до личности в ее отношениях с миром. А также, что важнейшим аксиоматическим основанием подхода Вальсинера является понимание психики как открытой системы, находящейся в постоянном взаимодействии со средой. При этом, в отличие от традиционного понимания характеристик среды обитания как контекста жизни субъекта, постановка вопроса, предлагаемая Вальсинером, позволяет рассматривать данный феномен как подсистему и непосредственную границу самого субъекта, где и происходит его взаимодействие со средой. Раскрывается значение для культурной психологии теории и методов семиотики, изложенных, прежде всего, в работах Ч. Пирса. Вальсинер широко использует центральное для Пирса понятие семиозис, под которым понимается познание субъектом объекта через процесс интерпретации индуцируемых и проявляемых объектом смыслов, т.е. его “знаков”. Применительно к человеку, психика которого культурно (знаково) обусловлена, Вальсинер делает вывод о том, что в процессе самонаблюдения, результаты которого подвергаются интерпретации как знаки (в ходе семиозиса), субъект фактически создает, конструирует самого себя и свой мир. Обосновывается (как отмечалось в первой части статьи), что культурная психология продолжает традицию культурно-исторических подходов к анализу психических явлений, характерных и для истории отечественной психологической науки, а также, что содержание принципа единства методологии психологического анализа для всех уровней и типов психических явлений, от психических процессов до личности, созвучно российской психологической традиции. Примеры такого целостного подхода находятся в психологических концепциях незаслуженно забытого М.И. Владиславлева [1], а также таких известных ученых, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов.
ЦИТАТА
Мироненко, И.А. Культурная психология Яана Вальсинера. Часть II. Школа динамического семиозиса / И.А. Мироненко, А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2022. – Т. 43. – № 2. – С. 41-50