АННОТАЦИЯ
В работе представлены результаты исследований, направленных на разработку человеко-машинных интерфейсов для использования в бортовом оборудовании воздушного судна, учитывающих мультимодальный характер человеческого восприятия. В частности, речь идет о возможности более широкого применения звуковых каналов для ввода и вывода информации. Преимущества звуковых интерфейсов по отношению к зрительным и тактильным заключаются, прежде всего, в отсутствии необходимости направленного внимания пилота, в возможности создавать слуховые объекты в трехмерном пространстве и указывать направление на несколько разных объектов одновременно. Звуковая модальность характеризуется также и тем, что звуковой объект, находящийся в определенной точке пространства, не мешает восприятию пилотом другой информации (например, речевой), поступающей одновременно из другой точки [1, 2, 8]. Показано, что звуковой интерфейс способствует увеличению скорости выполнения задач визуального поиска [6].В нашей работе изучалась возможность пространственного разделения информации, поступающей пилоту при использовании самолетного переговорного устройства. В таких условиях возникает так называемый «коктейль-эффект» (Cocktail Party Phenomenon), в результате которого улучшается разборчивость разных потоков речевой информации и снижается общая когнитивная нагрузка на оператора [3 - 5, 7]. В экспериментах оценивались показатели распознавания слушателем значимой речевой информации (целевой звук) при наличии «фонового» звука, превышающего целевой по уровню. В этом отличие работы от большинства других исследований, где обычно несколько речевых потоков предъявляются с одинаковой интенсивностью [4].
ЦИТАТА
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В САМОЛЕТНОМ ПЕРЕГОВОРНОМ УСТРОЙСТВЕ В сборнике: . – 2021. – С. 55-57