Русскоязычный вариант "Опросника оптимистического-пессимистического стиля объяснения" М. Селигмана | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Русскоязычный вариант "Опросника оптимистического-пессимистического стиля объяснения" М. Селигмана

Бубнова Светлана Сергеевна
Мир науки. Педагогика и психология ВАК IF 0,443
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Благоприятный тип атрибуции успехов и неудач у младших школьников позитивно влияет на их когнитивное развитие. Для его успешного формирования необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по программе, важной составляющей частью которой является диагностика стиля объяснения успехов и неудач у детей младшего школьного возраста и подростков. Детский вариант опросника атрибутивного стиля, получивший название CASQ (Children’s Attributional Style Questionnaire), был разработан М. Селигманом, К. Петерсоном и их коллегами и предназначен для детей в возрасте 8-13 лет. На сегодняшний день эта методика остаётся наиболее широко используемым инструментом диагностики стиля объяснения у детей. Для работы с детьми в России опросник нуждался не только в переводе на русский язык, но и в более глубокой адаптации, в том числе, с учётом культурных реалий. После того, как опросник атрибутивного стиля был переведён, был проведен качественный анализ переведенной версии теста. Русскоязычная версия теста была протестирована на выборке детей 11-14 лет. По результатам тестирования проведен анализ качественных и количественных показателей. Затем для выяснения надежности и согласованности адаптированного варианта было организовано повторное тестирование группы школьников. В первом этапе исследования участвовало 127 респондентов, которым предъявлялся исходный вариант теста. Во втором этапе исследования принимало участие 66 испытуемых. Были проверены конкурентная и конструктная валидность опросника, после чего проведена проверка корреляционных связей между стилем объяснения успехов и неудач и оценкой отношений с семьей и друзьями, а также наличием страхов и чувства вины (с показателями методик М. Селигмана, М. Сакса и С. Леви). В завершение всего, полученные показатели были проанализированы по методикам «Опросник стиля объяснения» М. Селигмана и Ч. Спилбергера «Депрессия как черта». Результаты опросника и выводы, сделанные на их основе, могут оказать большую помощь специалистам при проведении психологических консультаций и в коррекционной работе с детьми.
ЦИТАТА
Бубнова, С.С. Русскоязычный вариант "Опросника оптимистического-пессимистического стиля объяснения" М. Селигмана / С.С. Бубнова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 5. – С.
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2013 год

2018 год

2019 год

2019 год