Ценностно-смысловые составляющие морального компонента духовных способностей: исследование взаимосвязи на выборке российской студенческой молодежи | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Ценностно-смысловые составляющие морального компонента духовных способностей: исследование взаимосвязи на выборке российской студенческой молодежи

Ожиганова Галина Валентиновна
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика ВАК IF 0,560 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Исследуется ценностно-смысловая сфера российских студентов. Анализируются определения и концепции ценностей и жизненных смыслов в отечественной и зарубежной психологии. Показано, что многие исследователи отмечают тесную связь этих конструктов. Ценностно-смысловые аспекты личности рассматриваются в контексте изучения духовных способностей, их морального компонента. Среди субкомпонентов морального компонента духовных способностей выделяются три блока: 1) мотивационно-аксиологический - ценностно-смысловой (духовно-нравственные качества, стремление к смыслу); 2) аффективно-мотивационный - бескорыстная любовь (духовная альтруистическая направленность, эмпатия); 3) когнитивно-аффективный - совесть. В фокусе данной работы находится мотивационно-аксиологический блок. Цель исследования - выяснить, является ли ценностно-смысловая сфера, рассматриваемая в составе морального компонента духовных способностей, сбалансированной у современной студенческой молодежи, что предполагает согласованность функционирования духовно-нравственных качеств личности (отражающих ориентацию на высшие ценности) и стремления к смыслу. Задачи исследования: выявить связи между духовно-нравственными качествами и компонентами ценностно-смысловой сферы (смысложизненные ориентации, ценность «Духовное удовлетворение») у студентов; определить уровень выраженности духовно-нравственных качеств в исследуемой выборке и различия по всем рассматриваемым показателям между респондентами мужского и женского пола. Выборку составили студенты - 196 человек (из них 73 % мужского пола; М = 19,76; SD = 1,556). Использовались методики «Духовная личность» А. Хусейна и М. Анаса (в адаптации Г.В. Ожигановой), «СЖО» Д.А. Леонтьева, шкала «Духовное удовлетворение» теста АНЛ4.5 А.В. Капцова. Полученные результаты подтверждают гипотезы: на выборке студентов установлена значимая положительная связь духовно-нравственных качеств, отражающих ориентацию личности на высшие ценности, со стремлениями к смыслу и духовным удовлетворением. Половые различия обнаружены только по шкале «Духовное удовлетворение», оно выше у девушек. В студенческой выборке зафиксирован средний уровень выраженности духовно-нравственн
ЦИТАТА
Ожиганова, Г.В. Ценностно-смысловые составляющие морального компонента духовных способностей: исследование взаимосвязи на выборке российской студенческой молодежи / Г.В. Ожиганова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18. – № 4. – С. 849-868
АВТОРЫ

Ожиганова Галина Валентиновна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

89
ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ SPIRITUAL CAPACITIES ВЫСШИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2020 год

2018 год

2023 год