Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей

Солдатова Галина Уртанбековна, Нестик Тимофей Александрович, Рассказова Елена Игоревна, Дорохов Егор Андреевич
Социальная психология и общество ВАК SCOPUS WOS IF 1,352 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Контекст и актуальность. Технологический прогресс последних двух веков человеческой истории делает актуальным изучение отношения человека к новым, в первую очередь цифровым, технологиям, в частности, исследование таких социально-психологических феноменов, как технофобия и технофилия, не только в маркетинговых целях, но и для понимания социально-психологических механизмов общественных изменений. Цель. Разработка и апробация опросника отношения к технологиям, учитывающего когнитивные и эмоциональные аспекты у подростков и родителей подростков 14-17 лет. Дизайн исследования. Исследование было выполнено в корреляционном дизайне и включало очное заполнение методик всеми респондентами. Участники. 448 родителей подростков 14-17 лет и 360 подростков указанного возраста из шести городов Российской Федерации. Методы. Респонденты заполняли опросник отношения к технологиям, методики оценки пользовательской активности, признаков интернет-зависимости, стратегий родительской медиации, а также оценивали частоту использования гаджетов в течение дня во время выполнения различных повседневных дел. Для обработки и анализа данных были использованы эксплораторный и конфирматорный факторный анализ, коэффициент альфа Кронбаха. Использовались программы IBM SPSS Statistics v. 22.0, программный пакет EQS и статистические пакеты в составе языка программирования R. Результаты. Структура опросника была уточнена по результатам эксплораторного и конфирматорного факторного анализа и включила четыре шкалы: технофилии, технофобии, технорационализма и технопессимизма (альфа Кронбаха 0,66-0,88). В профиле отношения к технологиям доминируют технофилия и технорационализм. У родителей эмоциональные аспекты отношения к технологиям связаны с пользовательской активностью и склонностью использовать гаджеты во время повседневных дел. У подростков технофилия связана только с использованием гаджетов во время повседневных дел. У подростков переживание ограничений и технического контроля их онлайн-активности со стороны родителей связано с негативным отношением к технологиям и трудностями рационального к ним отношения, а активная медиация со стороны родителей - с более высоким уровнем технорационализма. Выводы. Опросник отношения к технологиям является надежным инструментом и может использоваться в психологических исследованиях.
ЦИТАТА
Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.А. Дорохов // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12. – № 4. – С. 170-188
АВТОРЫ

Нестик Тимофей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

353
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ДОВЕРИЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2018 год

2018 год

2020 год