АННОТАЦИЯ
В статье предложена современная концепция переживания, опирающаяся на теоретическую канву С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского. Статья начинается кратким историческим обзором роли переживания в психологической науке - от центрального места в качестве предмета психологии и до полного игнорирования и замены другими нерядоположенными категориями. Автор дал рабочее определение категории переживание, описал социально-психологические механизмы функционирования переживания на протяжении жизненного пути, а также механизмы взаимодействия переживания и жизненного опыта, состоящего из относительно устойчивых психологических структур личности -мировоззрения, системы отношений, представлений, ценностных ориентаций, духовнонравственных ориентиров, чувств. Переживание предложено рассматривать по классической трехкомпонентной модели, выделяя аффективный, когнитивный и конативный компоненты переживания. Представлен список свойств переживания: предметность, интегральность личности и среды, деятельная созидательность, индивидуальность, процессуальность, темпоральность, динамичность, структурность, предопределенность. Отмечены также и социально-психологические функции переживания: развитие человека на его жизненном пути; адаптация к социальной среде человека (через социализацию и идентичность); формирование устойчивых психических структур личности; совладание с трудными и кризисными жизненными ситуациями; провидение, прогноз, планирование будущего; соединение прошлого и будущего личности; мотивация к деятельности, поступку, поведению. Автор предложил две классификации переживаний - по предмету и по направленности. В статье рассмотрены возможные методы исследования переживания, предложено дополнить количественные методы качественными. В заключении предложены направления для перспективных исследований по проблеме переживания, в частности, актуальным направлением является изучение феномена коллективных переживаний и коллективного субъекта.
ЦИТАТА
Тихомирова, С.В. Индивидуальное переживание как психологический феномен: структура, типы, функции, методы исследования / С.В. Тихомирова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 6. – С. 83