АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение психотравмирующего опыта переживания эмоционального насилия. Целью исследования стало изучение взаимосвязи переживания эмоционального насилия с личностными особенностями (самооценка, агрессия, стиль поведения в конфликтных ситуациях), а также с опытом наблюдения за проявлениями эмоционального насилия в родительском взаимодействии у респондентов раннего и среднего взрослого возраста. Методический комплекс исследования составили: Опросник посттравматического стресса PCL-5, методика изучения самооценки С.А. Будасси, опросник «Виды агрессии» Л.Г. Почебут, опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной, Анкета для оценки поведения родителей Д.Дж. Сонкина в адаптации И.А. Фурманова. Показано, что тяжелый жизненный опыт в виде пережитого эмоционального насилия может иметь разные источники: детско-родительские и семейные отношения, профессиональные и иерархические отношения, супружеские и партнерские отношения и др. При этом, уязвимость к ситуациям эмоционального насилия связана со значимостью той или иной жизненной сферы в разном возрасте. Признаки посттравматического стресса в раннем взрослом возрасте включают более выраженные симптомы избегания, по сравнению со средним взрослым возрастом. В обеих возрастных группах посттравматический стресс, вызванный переживанием опыта эмоционального насилия, не связан с уровнем самооценки респондентов. Получены данные о том, что респонденты с высоким уровнем посттравматического стресса проявляют большую эмоциональную агрессию и самоагрессию, но тем не менее в большей степени готовы к сотрудничеству в ситуации межличностного конфликта. Наблюдение ситуаций эмоционального насилия в отношениях между родителями является потенциально психотравмирующим стрессором, повышая уязвимость ребенка к подобным ситуациям в его дальнейшей жизни уже во взрослом возрасте.
ЦИТАТА
Быховец, Ю.В. Опыт эмоционального насилия и особенности личностной сферы у людей раннего и среднего взрослого возраста / Ю.В. Быховец, Н.Н. Казымова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 6. – С. 55