АННОТАЦИЯ
В настоящей работе проанализирована связь эмоционального насилия над детьми, сопровождающего развод родителей с долгосрочными психологическими последствиями у молодежи, а именно их влияние на формы проявлений агрессивного поведения. Методы: исследование было проведено среди молодых людей 18-24 лет (n = 100). Респонденты были разделены на три группы - (1) перенесшие в несовершеннолетнем возрасте развод родителей, сопровождавшийся эмоциональным насилием (косвенным или прямым, субъективно воспринимаемым) (n = 32), (2) имевшими опыт родительского развода, но без регистрируемых воспоминаний об эмоциональном насилии со стороны кого-либо из родителей (n = 28) и (3) не имевших ни опыта развода родителей, ни переживания эмоционального насилия с их стороны (n = 40). В исследовании были использованы: авторская анкета, беседа, анализ научной литературы по изучаемой проблеме, методика измерения агрессивности (опросник Л.Г. Почебут). Результаты: развод родителей без воспринимаемого эмоционального насилия в отношении ребенка связан с повышением в совершеннолетнем возрасте предметной агрессии и аутоагрессии, а в случае сочетания родительского развода с воспринимаемым эмоциональным насилием, проявления агрессии имеют более выраженный характер и специфику - чаще проявляется вербальная, физическая и аутоагресия. Выводы: когда опыт родительского развода сопровождается эмоциональным насилием по отношению к детям, негативные психологические последствия в виде усиления агрессивного реагирования в целом и проявления его отдельных форм - вербальной, физической и аутоагрессии значительно более выражены по сравнению с влиянием одного лишь родительского развода. Таким образом, родительское эмоциональное насилие является усугубляющим фактором, который значительно способствует отдаленным негативным последствиям для психики ребенка.
ЦИТАТА
Дан, М.В. Особенности агрессивного поведения молодых людей, перенесших опыт родительского развода, сопровождавшегося эмоциональным насилием в детстве / М.В. Дан, Я.А. Пронина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 6. – С. 49