АННОТАЦИЯ
В статье, направленной на поиск психофизиологических механизмов эстетического переживания музыки и связи особенностей такого переживания с личностными чертами испытуемых, рассматриваются данные ЭЭГ, полученные в ходе эмпирического исследования, проведённого в 2019 году. Испытуемые (N=24) во время регистрации ЭЭГ (Мицар 202, 21 отведение, система 10-20) прослушивали в светозвукоизолированной камере свои любимые музыкальные произведения (3-5 композиций). Во время наиболее сильных переживаний испытуемые удерживали "кнопку пациента", тем самым отмечая эти переживания на энцефалограмме. Также регистри-ровалось ЭЭГ в состоянии покоя с открытыми и закрытыми глазам до и после эксперимента. Испытуемые заполняли два типа анкеты, общую - об их музыкальной подготовке, предпочтениях и т. п., и частную - по каждому произведению. После эксперимента испытуемые заполняли опросники Клонинджера, Русалова-Трофимовой и Лэнгле. Переживание музыки характеризуется чётким "ядром" - теменные отведения в альфа-диапазоне. Исключения составляли лишь те случаи, когда испытуемые, имевшие достаточную музыкальную подготовку, мысленно исполняли прослушиваемые произведения. Анализируются возможности интерпретации полученных данных с точки зрения популярной концепции BAS (behavioral approach system, связывающей удовольствие с прилежащим ядром, с дофаминэргической и опиатной системами), а также с точки зрения теории СПРРМ (сети пассивного режима работы мозга). Рассматриваются корреляции личностных черт, регистрируемых с помощью опросников, и мощности ЭЭГ в различных отведениях и диапазонах, свойственных для переживания музыки и несвойственных для неё. Полученные результаты свидетельствуют в пользу связи удовольствия от музыки с деятельностью СПРРМ, но не с проекцией прилежащего ядра, которое, по крайней мере, по данным ЭЭГ, не действует в обход или помимо префронтальной коры. Вместе с тем подтверждены ранее обнаруженные связи между дофаминэргической системой и стремлением к социальному взаимодействию. Делается предположение, что дофамин-эргическая система обеспечивает проекцию удовольствия в будущее, хотя сама по себе с удовольствием может быть и не связана.
ЦИТАТА
Алмаев, Н.А. УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ МУЗЫКИ: ЧЕРТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА "ЗА" И "ПРОТИВ" ПОПУЛЯРНЫХ ТЕОРИЙ / Н.А. Алмаев, О.В. Мурашева, Д.Л. Петрович // Вестник психофизиологии. – 2020. – № 3. – С. 86-92