АННОТАЦИЯ
В современных условиях актуализируется проблематика психологического исследования морального поведения, нравственных проявлений и свойств личности, при этом важную роль в изучении духовно-нравственных качеств (добродетелей) играет позитивная психология, которая ассоциирует счастливую жизнь человека с высокими духовно-нравственными ориентирами. Изучение духовно-нравственных аспектов личности и эмпатии активно проводится зарубежными учеными, в то же время в отечественной психологии подобные исследования не являются распространенными. На российской выборке такое исследование, включающее контекст высших моральных способностей, проводится впервые. В теоретической части статьи рассматриваются вопросы, связанные с высшими моральными способностями, дается их определение и отмечается их отличие от моральных способностей: высшие моральные способности относятся к категории духовных способностей. В составе высших моральных способностей выделяются следующие компоненты: духовно-нравственные качества как проявление духовной альтруистической направленности и эмпатия как проявление нравственных чувств, связанных с децентрацией, сопереживанием, эмпатической заботой. Связь этих компонентов анализируется в эмпирической части статьи. Цель исследования - установить связь показателей духовно-нравственных качеств личности и эмпатии. Для исследования духовно-нравственных качеств личности использован опросник «Духовная личность» А. Хусейна, М. Анаса в адаптации Г.В. Ожигановой. Для исследования эмпатии применялся многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса в адаптации Н.А. Будаговской, С.В. Дубровской, Т.Д. Карягиной. В эмпирическом исследовании приняло участие 90 старшеклассников (56 % - девушки). Полученные результаты показали, что выдвинутая гипотеза нашла подтверждение: корреляционный анализ выявил наличие связи показателей духовно-нравственных качеств личности с эмпатией в трех ее аспектах: когнитивном (шкала «Децентрация»), аффективном (шкала «Сопереживание») и поведенческом (шкала «Эмпатическая забота»). Связи со шкалой «Личный дистресс», отражающей недуховные эгоцентрические тенденции, установлено не было. Это создает возможность рассмотрения духовно-нравственных качеств (имеющих отношение к духовной альтруистической направленности) и эмпатии (раскрывающейся как «Децентрация», «Сопереживание» и «Эмпатическая забота») в качестве компонентов высших моральных способностей.
ЦИТАТА
Ожиганова, Г.В. Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке / Г.В. Ожиганова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2020. – Т. 17. – № 4. – С. 637-655