Рефлексивная игра с циклами конкурентно-кооперативных взаимодействий как часть психологического практикума | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Рефлексивная игра с циклами конкурентно-кооперативных взаимодействий как часть психологического практикума

Поддьяков Александр Николаевич
Вопросы психологии ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2019
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Представлена рефлексивная игра «Морской бой для трех команд», моделирующая конкурентно-кооперативные отношения сложной зависимости, возникающие, когда участников не меньше трех. Она может быть включена в психологический практикум по теме «Рефлексивное (рекурсивное) мышление». Игра характеризуется потенциально высокой сложностью расчетов, необходимостью изменений стратегий в ходе игры, активной интеллектуальной и эмоциональной вовлеченностью участников. В игре участвуют три команды. В соответствии с введенными правилами отношения между ними организованы по принципу игры «Камень, ножницы, бумага» (один участник может нанести ущерб второму, второй - третьему, третий - первому). В игре имеется две такие нетранзитивные триады. Одна триада отношений - непосредственного нанесения урона. Она задана правилом: участник А может «стрелять» по участнику В (и не может по С), участник В может «стрелять» по участнику С (и не может по А), участник С может «стрелять» по участнику А (и не может по В). Более сложная триада отношений противоположной направленности - это отношения «разведки», или «информационного взлома». Команда может узнать информацию о расположении кораблей другой команды, стреляющей по ней, и сообщить эту информацию третьей команде («врагу моего врага»), чтобы та точнее стреляла. На разных этапах игры от участников требуется выстраивать сложные стратегии кооперации и конкуренции. В своих письменных отчетах, которые в качестве домашнего задания надо было представить после занятия, участники давали развернутые содержательные ответы на вопросы о: а) взаимодействии внутри команды; б) взаимодействии между командами; в) выстраиваемых стратегиях и их смене по ходу игры. Практическая и, вероятно, теоретическая невозможность полного просчета игры «Морской бой для трех команд» с построением строгого оптимального алгоритма действий может стать предметом отдельного обсуждения с участниками в сопоставлении с играми другого типа.
ЦИТАТА
Поддьяков, А.Н. Рефлексивная игра с циклами конкурентно-кооперативных взаимодействий как часть психологического практикума / А.Н. Поддьяков. // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С. 143-152
АВТОРЫ

Поддъяков Александр Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

151
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2019 год

2018 год

2019 год

2020 год