АННОТАЦИЯ
Цель исследования - историко-теоретический анализ научных оснований и практики использования психодиагностических методик в решении задач профессионального отбора. Обсуждаются проблемы профессионального отбора (методология, методы, методики, процедуры организации и проведения диагностики, технологии профессионального отбора и др.). Выдвигаются гипотезы о том, что исторически сложившиеся теория и практика профессионального отбора не отражают условия и требования деятельности субъекта в реальной среде современных организаций; не отражают тенденции эволюции социальных объектов, не согласованы с реальными запросами современного общества. Констатируется, что за минувшие десятилетия радикально изменились технологии и организация труда, институты социализации человека, доминирующие ценности и др. Нет прежней стабильной организации труда, его технологий, типичных трудовых действий. Прежняя установка на диагностику предельно элементарных и стабильных особенностей человека (свойств нервной системы, темперамента и пр.), фиксируемых посредством отдельных шкал методик, должна быть критически переосмыслена. В современной действительности имеют место преимущественно совместная, а не индивидуальная деятельность; сложные, а не простые виды труда; не неизменные, а динамично изменяющиеся технологии; частые изменения места работы, специализации и др. Важную роль стали играть целостные сложные психологические образования (стили, стратегии поведения, интегральная индивидуальность и др.), а не элементарные. Доминирующими становятся новые формы организации труда (рабочие группы, виртуальные рабочие места и работники, институт фрилансеров, аутсорсинг и пр.). На основании историко-теоретического анализа полагается, что новые «базовые» вопросы теории и практики профессионального отбора должны быть интегрированы и должны исходить концепций совместной профессиональной деятельности людей и формироваться с учетом изменений современного человека, а также актуальных и перспективных задач управления человеческими ресурсами.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР КАК НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (статья 1) / В.А. Толочек. // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2019. – Т. 4. – № 2. – С. 4-28