АННОТАЦИЯ
В статье изложены принципы и основные требования к отбору, обучению кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей, включенные в программу, состоящую из трех этапов. В основу программы положены ресурсный, экологический подходы и концепция жизнеспособности семьи. Цель первого этапа (отбор) - выявление мотивации приема ребенка-сироты и ярко выраженных противопоказаний для выполнения функций замещающего родителя (психопатологическая симптоматика, алкогольная, наркотическая зависимость и др.), а также индивидуальных и семейных ресурсов. Отбор осуществляется с помощью тестов и полуструктурированного интервью. Цель второго этапа (обучение) -ознакомление родителей с особенностями, специфическими нуждами и проблемами детей-сирот, с возможными проблемами замещающей семьи в период адаптации и последующего воспитания приемного ребенка. В обучении делается акцент на развитии и укреплении ресурсности и жизнеспособности замещающих родителей, которые были выявлены на первом этапе. Цель третьего этапа (сопровождение) - оказание социальной и психолого-педагогической помощи, включающей индивидуальную и групповую психотерапию, семейное психологическое консультирование, социальный патронаж, организацию дополнительных занятий с ребенком по месту учебы и на дому и т.д. Показано, что интеграция ребенка-сироты в замещающую семью, осуществляемая на основе оценки, формирования, поддержания и развития сильных ресурсных сторон самого ребенка, замещающих родителей и семьи в целом, должна проводиться в рамках концепции жизнеспособности и ресурсности.
ЦИТАТА
Махнач, А.В. Жизнеспособность и семейные ресурсы замещающих родителей / А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2018. – Т. 15. – № 4. – С. 45-54