АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы изучения феномена саморазвития личности. Один из подходов к его изучению представлен в психологии теорией самодетерминации психологов Э. Деси и Р. Райана. Второй подход основан на синергетике, разработанной немецким методологом и теоретиком Г. Хакеном. Здесь личность рассматривается как открытая система, способная к самоорганизации. В отечественной психологии проблема саморазвития личности была поставлена С.Л. Рубинштейном в первой половине ХХ в. В его работах, а также в работах его учеников и последователей, например А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева, Д.В. Ушакова и др., много внимания уделялось рефлексивному мышлению. Роль рефлексивного мышления в психологии саморазвития личности сегодня становится все более очевидной. Во многом это происходит благодаря системному подходу и осознанию того, что личность следует изучать как «открытую систему». Поскольку предметом рефлексивного мышления часто оказываются случайные явления, которые нельзя предсказать заранее, то его необходимо рассматривать как логико-стохастический процесс, а направленность саморазвития личности как явление, имеющее не жестко детерминированную, а вероятностную природу.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. Рефлексивное мышление как фактор саморазвития личности / А.Н. Лебедев. В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ, ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2018. – С. 513-519