АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются результаты эмпирических исследований нравственного состояния современного российского общества, выполненных психологами и социологами. Особое внимание уделяется нравственному состоянию современной российской молодежи как будущего нашей страны. Рассмотренные исследования, в том числе исследование, выполненное автором статьи, демонстрируют негативное состояние морали и нравственности в современной России. В статье показано, что происходящее в этой сфере в нашей стране соотносится с международными тенденциями, состоящими, в частности, в снижении уровня доверия людей друг к другу в США и Англии. Проанализированные тенденции, по мнению автора, не дают оснований для оптимизма. Вместе с тем отмечается растущая озабоченность нашего общества по поводу его нравственного состояния. Оптимизм в отношении улучшения нравственного состояния нашего общества подтверждается и динамикой соответствующего индекса, вычисляемого в рамках развиваемой в Институте психологии РАН количественной макропсихологии. Этот индекс фиксирует такие слагаемые нравственной атмосферы общества, как уровень 1) жестокости, 2) бесчеловечности, 3) несправедливости, 4) цинизма. Используются соответствующие операциональные показатели (количество убийств на 100 000 жителей; количество детей, оставшихся без попечительства родителей; Индекс Джини, выражающий неравномерность распределения доходов; Индекс коррупции). В статье показано, что количественно оцененное нравственное состояние нашего общества обнаруживает положительную динамику с 2008 г., хотя по абсолютному значению соответствующего показателя пока уступает 1990 г., взятому за точку отсчета. Эта оценка позволяет сделать вывод о том, что, хотя нравственное состояния современного российского общества остается в целом явно неудовлетворительным, в последние годы оно обнаруживает тенденцию к улучшению, то есть основания для оптимизма все же имеются.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества / А.В. Юревич. // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 4. – С. 168-179