АННОТАЦИЯ
Представлены результаты эмпирического исследования имплицитных представлений о нравственном (порядочном) человеке, проведенного на разных выборках респондентов: студентах из разных российских регионов (Москвы, Красноярска, Хабаровска) и успешных людях, которых можно отнести к научной и художественной элите страны (в группу вошли директора научных и творческих коллективов, врачи, экономисты, ученые, художники, музыканты). Целью исследования была проверка теоретической гипотезы об идее существования в современном российском обществе «нравственной элиты» как хранительницы традиционных нравственных, духовных ценностей и идеалов. Эмпирической гипотезой исследования являлось предположение, что гипотетически выделенные наиболее важные характеристики (признаки) нравственной элиты найдут отражение в представлениях о порядочном человеке, причем разные по статусу выборки будут отличаться полнотой отраженных характеристик. Были использованы методика исследования имплицитных представлений о порядочном человеке, методы статистической обработки полученных результатов, контент-анализ. Установлено, что гипотеза о совокупности признаков, соответствие которым указывает на принадлежность нравственной элите, получила подтверждение в исследовании имплицитных представлений о порядочном человеке, причем в студенческой выборке эти признаки представлены лишь частично, а в выборке, состоящей из людей, которых можно отнести к творческой и научной элите, - полностью. Показано, что характерный для российского менталитета приоритет нравственного закона над житейским успехом отличает представления реализовавшихся в научном и художественном творчестве, успешных людей. Практическое значение полученных результатов состоит в конкретизации качеств, отличающих порядочного человека, и возможности использования полученных знаний в воспитательном процессе и в профотборе.
ЦИТАТА
Воловикова, М.И. ХАРАКТЕРИСТИКИ НРАВСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОРЯДОЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ / М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7. – № 1. – С. 44-48