АННОТАЦИЯ
Представлены результаты теоретического анализа феномена посттравматического личностного роста: определено понятие посттравматического личностного роста, проанализированы теории, объясняющие механизмы роста, а также выявлены предикторы данного явления. Установлено, что под посттравматическим личностным ростом понимается субъективный опыт позитивного психологического изменения после воздействия на человека стрессора, угрожающего жизни. Позитивные изменения, которые описываются людьми, переживающими ПТЛР, представлены пятью факторами: отношение к другим; новые возможности; сила личности; духовные изменения; повышение ценности жизни. Описаны две основные теории посттравматического личностного роста. Сделан вывод о том, что представления остаются односторонними, поскольку данные теории в качестве пускового механизма посттравматического личностного роста рассматривают исключительно когнитивные процессы, происходящие после травмы. Вместе с тем анализ опубликованных данных показал, что в качестве предикторов посттравматического личностного роста целесообразно также рассматривать социально-демографические характеристики, показатели здоровья, индивидуально-психологические характеристики, предикторы, связанные с травматическим событием, а центральное место должно отводиться когнитивным процессам и структурам, которые позволяют оценить событие в индивидуальном ключе не только как угрожающее, но и как источник роста. Установлено, что показатели посттравматического личностного роста сопряжены как с общими, так и со специфическими для разных видов травм факторами. Большое значение имеют также данные о сопряженности выраженного посттравматического стресса и роста. Выявлено, что посттравматический стресс и посттравматический личностный рост сосуществуют в одном человеке, и есть мнение, что выраженный стресс является предиктором роста на отдаленных этапах переживания травмы, а не наоборот.
ЦИТАТА
Зелянина, А.Н. К проблеме посттравматического личностного роста: современное состояние и перспективы / А.Н. Зелянина, М.А. Падун. // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 53. – С. 4