Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационального-интуитивного) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационального-интуитивного) PDF

Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомирова И.В., Филиппова Е.В., Никитин Ю.Б.
Психологический журнал ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 1998
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 18
АННОТАЦИЯ
У 52 испытуемых пяти возрастных групп (6-7, 8-9, 10-11, 12-13 и старше 18 лет) в течение 1-1,5 ч формировали компетенцию в стратегической игре двух партнеров. После этого проводили структурированное интервью, в котором испытуемых провоцировали к свободным и экспертным суждениям о приобретенных знаниях. При помощи специальных алгоритмов давали формальное описание структуры индивидуального знания (СИЗ). На множестве переменных, описывающих СИЗ, выделены две группы, характеризующие эту структуру как сеть семантическую ассоциативную или пропозициональную. Для каждого испытуемого 6-13 лет на основе показателей когнитивных стилей и уровня развития мышления по решению задач Ж. Пиаже были оценены интуитивные и рациональные характеристики познавательной деятельности. Показана связь психологических характеристик с параметрами СИЗ: интуитивность - семантическая ассоциативная сеть; рациональность - пропозициональная сеть. Анализ высказываний в интервью показал, что при свободных и экспертных суждениях употребляются разные синтаксические конструкции и семантически различающиеся фразеологические единицы. Эти различия интерпретированы в терминах феноменологии интуитивного-рационального. Установлено, что "интуитивность" высказываний в свободной беседе определяется актуализацией СИЗ как семантической ассоциативной сети, а "рациональность" высказываний при экспертных суждениях - как семантической пропозициональной сети.
ЦИТАТА
Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационального-интуитивного) // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – № 3. – С. 63-83
АВТОРЫ

Максимова Наталья Евграфовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

68
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ DIFFERENTIATION ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Александров Игорь Олегович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

103
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД СТРУКТУРА ЗНАНИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2013 год

2015 год

2015 год

2018 год