АННОТАЦИЯ
Цель работы состоит в исследовании социального интеллекта и создании математической модели взаимоотношений между различными его компонентами. Были проанализированы индивидуальные различия людей в отношении 2 групп феноменов из области социальных когниций. К первой относится ингрупповой фаворитизм (более конкретно - приписывание членам своей группы более положительных характеристик, а членам чужой - более отрицательных). Ко второй - склонность субъектов изменять свою оценку под влиянием когнитивного диссонанса. Эти феномены до сих пор изучались как групповые, без учета индивидуальных различий. Идея исследования состояла в том, чтобы, проанализировав индивидуальные различия феноменов социального мышления, создать на основании анализа корреляций между выполнением различных заданий модель взаимосвязи его компонентов. Проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 2 группы испытуемых (студентов-психологов) Были разработаны методики анализа индивидуальных различий в сфере социокогнитивных феноменов, а также специальная методика оценки рефлексивности субъекта. В эксперименте изучалась корреляция между показателями испытуемых по всем 3 методикам. Выявилась значимая корреляция между двумя социокогнитивными тестами. На основании этих данных можно сделать вывод о существовании особого стабильного (проявляющегося в разных ситуациях) свойства личности, которое может быть определено как способность контролировать влияние аффективной сферы на мысли. Сопоставление показателей по рефлексивности с результатами социальнопсихологических экспериментов выявило, хотя и положительные, но далеко не достоверные корреляции.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Математическое моделирование социального интеллекта в норме и при алекситимии / Д.В. Ушаков, Г.А. Емельянов, Т.И. Семенова. отчет по НИР № 97-06-80400 (Российский фонд фундаментальных исследований)