АННОТАЦИЯ
В начале XX в. в ряду исторических наук как самостоятельная дисциплина оформилась археология — наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, по материальным остаткам жизни и деятельности людей. Для поиска и изучения таких вещественных памятников создаются институты, ежегодно организуются экспедиции, затрачиваются значительные человеческие и финансовые средства. Очевидно, что сохранившихся документов, оценок и суждений историков и современников почему-то все же недостаточно для адекватного отражения содержания минувшего, для адекватного отображения фрагментов минувшего. Не возникнет ли в ближайшем будущем подобная ситуация и в других гуманитарных дисциплинах, в том числе в педагогике, в психологии? Когда специалисты признаются, что одних лишь мнений ученых о психике, о психологии, о поведении человека будет уже недостаточно и остро встанет вопрос о «вещественных фрагментах», отражающих особенности психических процессов, состояний и свойств людей, живущих в разные исторические эпохи?
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Дисциплинарная археология: Роль и сохранность эмпирических данных в гуманитарных дисциплинах (постановка вопроса) / В.А. Толочек, В.А. Палихата. В сборнике: Методы исследования психологических структур и их динамики. – 2007. – С. 184-191