АННОТАЦИЯ
Проблеме объективной оценке сложности задачи посвящено много исследовательских работ в области психологии, психофизики и психофизиологии. Из электрофизиологических показателей в этом направлении исследований наибольшую популярность приобрела регистрация сердечного ритма, а именно оценка его изменчивости - вариабельности сердечного ритма. Отличительной особенностью данного исследования от перечисленных и других имеющихся в этом направлении является непрерывная регистрация сердечного ритма в контексте естественной деятельности - зачетное занятие английского языка. Таким образом, рассматривается автономная активность испытуемых, а не искусственно сформированная в лабораторном контексте. В исследовании участвовало 5 студентов Нижегородского государственного лингвистического университета. Перед каждым испытуемыми стояло две задачи: 1. рассказать монолог в течение 5 минут; 2. вести диалог с напарником на заданную тему в течение 6-ти минут. В эксперименте была реализована схема синхронизированного мониторинга динамики сердечного ритма и видеомониторинга динамики внешнего аудиовизуального контекста. При сравнении спектральных показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР) испытуемых при монологе и диалоге выявлены достоверно значимые различия по всем параметрам. Данные демонстрируют, что напряжение регуляторных систем у испытуемых значительно более развито при монологе. Отчетность в виде монолога является более ресурсозатратным для организма обучающегося процессом по сравнению с диалогом в контексте языкового обучения в ВУЗе.
ЦИТАТА
Демарева, В.А. Вегетативнвые корреляты субъективной сложности двух типов задач по иностранному языку / В.А. Демарева, А.В. Бахчина, Т.Н. Синеокова. // Вестник психофизиологии. – 2014. – № 4. – С. 47-52