Историко-психологический аспект проблемы. Изучены особенности научных школ /И.П.Лавлова, Б.М.Теплова, Л.С.Выготского - А.И.Лурия, В.Вундта, К.Халла/, работавших по междисциплинарным программам под углом зрения роли психологических факторов, а именно: а/формирования системы понятий, интегрирующих информацию в естественных и гуманитарных науках; б/социального восприятия объектов, требующих рассмотрения в контексте наук о природе и культуре /например, поведения в малых и больших группах в зависимости от свойств и функций высших нервных центров, языковой коммуникации и др./. Основной, социально-психологический аспект состоял в изучении триады факторов, обуславливающих деградацию научных школ, а именно: личностных /демотивация лидера научной школы и др./, предметных /деактуализация школьной научной проблемы и др./ и социальных /резкое сокращение государственной поддержки отечественных научных школ в условиях перехода к рынку. Конкретным проявлением дезинтеграции научной школы является феномен "утечки мозгов" из науки в бизнес, политику, а также миграция ведущих специалистов школы за рубеж на временную или постоянную работу.
ЦИТАТА
Социально-психологические механизмы функционирования и распада научных школ в современной России отчет по НИР № 96-06-80199 (Российский фонд фундаментальных исследований)