АННОТАЦИЯ
Несмотря на широчайшую популярность и, казалось бы, доступность, вокальное искусство, особенно академического жанра, является труднейшим для профессионального овладения. Между тем, в настоящее время наблюдается значительное повышение интереса молодежи к академическому пению, создаются новые государственные и частные школы обучения пению. Каждый год только одна только Московская консерватория прослушивает чуть ли не тысячу претендентов на обучение вокальному искусству, а принимает 12-15 человек, при-чем, и для этих счастливых не гарантируется успешное окончание ведущего музыкально-го вуза страны, и, тем более, дальнейшее триумфальное завоевание мировой сцены. Многим из выпускников приходится довольствоваться весьма скромным положением, например, в хоре или на каких-нибудь второстепенных сценах, а то и подвизаться в другой области… Оценивая создавшееся положение, один из ведущих профессоров Московской консерватории Г.Н. Тиц сделал неутешительное признание: «Мы ошибаемся в 50-ти процентов случаев…». Аналогичное высказывание принадлежит Г.А. Товстоногову, сделанное им на семинаре по художественному творчеству (см. эпиграф). Причины неудач в выборе студентов-вокалистов многообразны. Одна из основных – ошибки педагогов (увы, нередкие, например, неправильное определение типа голоса, см. С.Я Лемешев, Путь к искусству. М., 1982, с.246), а другая, не менее трагическая – неправильное распознание творческого потенциала молодого певца приемной комиссией, основывающей свое мнение на чисто субъективных оценках, нередко противоречивых. В этом плане призыв Товстоногова «нам на помощью должна прийти наука» представляется актуальным, вселяющим надежду, по крайней мере, на минимизацию возможных ошибок.
ЦИТАТА
Морозов, В.П. ВОКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ РАСПОЗНАВАНИЯ И РАЗВИТИЯ / В.П. Морозов. В сборнике: "ГОЛОС": Междисциплинарные проблемы. Теория и практика. – 2009. – С. 218-238