АННОТАЦИЯ
Искренность говорящего широко известное в обиходе межличностных отноше-ний и вместе с тем, далеко не изученное наукой понятие. Как правило, искренность трактуется как позитивное свойство говорящего, как некая этическая норма речевого поведения. Свидетельства этому можно найти во многих трудах, начиная еще с поуче-ний Конфуция («Благородный муж должен следить, искренна ли его речь») и кончая современными словарями В. Даля и С.И. Ожегова: «Искренний – означает правдивый, откровенный, честный, добросовестный, выражающий подлинные чувства, чистосер-дечный, нелицемерный и т.п.». Связь искренности с правдивостью не означает, однако, тождественности этих понятий в формально-логическом смысле [Знаков 1999]. Говорящий может быть не-точным в своих суждениях, но при этом, если он искренен, то он говорит то, что ду-мает и чувствует, т.е. его высказывание полностью соответствует его мыслям и чувст-вам. Таким образом, правдивость искреннего человека состоит не в том, что он всегда объективно прав (т.е. высказывает объективную правду), а в том, что он прав субъек-тивно, т.е. не противоречит своим мыслям и чувствам о предмете разговора. Искрен-ность – это убежденность в своей правдивости. Искренность придает речи силу и убедительность, вызывает доверие к говорящему и его словам. Неискренность снижает убедительность речи, даже если она логически безупречна. [Кони 1956]. Что касается неискренности, то это понятие практически равнозначно понятию «неправда» или «ложь», т.к. в случае неискренности человек говорит не то, что думает и чувствует.
ЦИТАТА
Морозов, П.В. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ИСКРЕННОСТИ ГОВОРЯЩЕГО / П.В. Морозов. В сборнике: Функциональные стили звучащей речи. – 2005. – С. 96-99