Вибрато голоса мастеров вокального искусства. Компьютерные исследования | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Вибрато голоса мастеров вокального искусства. Компьютерные исследования

Морозов В.П., Морозов П.В.
Вопросы вокального образования.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике трудов конференции
ГОД 2007
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 10
АННОТАЦИЯ
Вибрато певческого голоса – важнейшее его эстетическое и вокально-техническое свойство (Seashore, 1936; Potter et al., 1947; Sedlacek, 1962; Kwalwasser, 1980; Sundberg, 1987). Иногда вибрато обозначают словом «вибрация» (Рабинович, 1935; Левидов, 1939), что неточно, так как термином вибрация принято обозначать совсем другое явление (дрожание тела певца со звуковой частотой в процессе пения и речи). На слух вибрато голоса ощущается как ритмические пульсации звука, происходящие с частотой около 6-7 Гц. Любопытно, что эта частота пульсаций вибрато является для слуха наиболее благозвучной, поскольку более редкие пульсации (3-4 Гц) субъективно воспринимаются слушателями уже как качание звука, а более частые (8-9 Гц) – как «горошек» или «барашек» в голосе. Считается, что вибрато воспринимается слушателем как тембровая особенность звука (Теплов, 1947) и сильно влияет на эстетическую оценку звука. Звук без вибрато слушатели характеризуют как прямой или тупой, безжизненный и пр., в то время как звук с вибрато – живой, приятный, полетный, ласковый и т.п. Вибрато является одним из важных средств эмоциональной выразительности пения. Вибрато – важный атрибут не только художественного пения, но и музыкального исполнительства: скрипка, виолончель, духовые инструменты и др. (Володин, 1970, 1972, 1974). С акустической точки зрения, вибрато представляет собой модуляцию основных параметров звука – частоты основного тона, амплитуды и спектра, – происходящую с частотой вибрато (Морозов, 1977, 2002). Аппаратурные исследования вибрато мастеров вокального искусства были проведены нами еще в 60-е годы в рамках программы работы Лаборатории по изучению певческого голоса в Ленинградской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (Морозов, 1967) и более полно отражены в монографии «Биофизические основы вокальной речи» (1977), написанной по материалам докторской диссертации автора, и в более поздних изданиях (Морозов, 2002 и др.). Исследования показали, что частота пульсации вибрато, точнее – амплитудно-частотной модуляции звука (в дальнейшем – частота вибрато) у профессиональных певцов составляет ок. 5–7 Гц (колебаний в сек.), что согласуется с имеющимися в литературе данными (Seashore, 1936; Kwalwasser, 1980; Sundberg, 1987 и др.)
ЦИТАТА
Морозов, В.П. Вибрато голоса мастеров вокального искусства. Компьютерные исследования / В.П. Морозов, П.В. Морозов. В сборнике: Вопросы вокального образования. – 2007. – С. 33
АВТОРЫ

Морозов Петр Владимирович

Отдел пресс-службы
Ведущий специалист

Публикаций в поиске

21
ИСКРЕННОСТЬ НЕИСКРЕННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ