АННОТАЦИЯ
Начиная с классических работ Э.Гоффмана, самопрезентация рассматривается как значимая составляющая коммуникации. В данном исследовании изучение самопрезентации осуществлялось с позиций представлений об интенциональных основаниях вербальной коммуникации. На основе интент-анализа предвыборного политического, психотерапевтического и научного дискурса разработано представление о самопрезентации как сложной двухкомпонентной интенциональной структуре, в которой направленность субъекта на себя сочетается с направленностью на другого, и обе составляющие тесно взаимосвязаны. Полученные данные дают основание заключить, что интенциональная направленность на самопрезентацию в разных коммуникативных контекстах (видах дискурса) выступает в своеобразном сочетании с другими характерными интенциями, занимая определенное место в интенциональном пространстве. Выраженность и формы проявления интенции самопрезентации зависят от ее места в интенциональной иерархии и от ведущей интенции субъекта. Если ведущая интенция предполагает самопрезентацию как необходимое условие достижения целей общения (как в предвыборном политическом и психотерапевтическом дискурсе), самопрезентация реализуется достаточно широко, в том числе, и в прямой, явной форме. В условиях, когда самопрезентация напрямую не связана с целью коммуникации, она реализуется преимущественно в неявной или предусмотренной ситуацией конвенционализированной форме (научный дискурс).
ЦИТАТА
Кубрак, Т.А. Интенциональный подход к исследованию самопрезентации субъекта / Т.А. Кубрак. В сборнике: Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. – 2008. – С. 132-143