АННОТАЦИЯ
Представление о мышлении как высшем уровне познавательной активности человека является общепринятым. Особое внимание всегда уделялось раскрытию психологической природы обобщений, поскольку именно с их помощью реализуется способность человека к познанию общего (в первую очередь, закономерного, существенного) во множестве конкретных свойств, связей различных явлений, с которыми субъект взаимодействует в реальном мире. В отечественной психологии проблема обобщения как важнейшего механизма мышления разрабатывалась на основе диалектико-материалистического представления о природе познания мира человеком, с одной стороны, и критики различных существующих теорий обобщения (эмпиризм, феноменологизм и т.д.), с другой. Эти теории так или иначе разрывали и противопоставляли бытие человека и постижение им мира, а в последнем — «абстрактное и конкретное», «общее и частное», «явление» и «сущность» [5; 23]. В результате большой теоретической и экспериментальной работы в отечественной психологии были определены содержание, функции, механизмы двух основных видов (уровней) обобщения — эмпирического и теоретического, — а также раскрыта психологическая природа полного цикла познания человеком объективного мира.
ЦИТАТА
Завалишина, Д.Н. Обобщенное познание в практической деятельности / Д.Н. Завалишина. В сборнике: Современная психология: состояние и перспективы исследований. – 2002. – С. 39-54