ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

Морозов В.П.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике трудов конференции
ГОД 2008
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Психологические основы искусства пения – одна из важнейших, если не сказать наиважнейшая, область как вокальной педагогики, так и сценической исполнительской деятельности певца. На психологии сценической деятельности построена, как известно, вся система Станиславского, которую, как он признавался, списал с Шаляпина и постоянно развивал и совершенствовал. Сегодня, психологические основы сценической деятельности певца успешно разрабатываются И.И. Силантьевой и Ю.Г. Клименко, очередные доклады которых представлены на настоящей конференции. Но роль психологии не ограничивается сценической деятельностью певца. Роль психологии столь же важна и в вокально-техническом совершенствовании певца и прежде всего – в овладении резонансной техникой пения. Психологическим основам резонансного пения посвящена значительная часть известной вам книги автора «Искусство резонансного пения» (2002, второе доп. изд. 2008 г.). В частности в ней рассмотрена роль в овладении резонансной техникой пения таких свойств психики, как эмоции, образ, воображение, ощущения и представления певца о собственном голосе и механизмах его образования, а также проблема типологии личности певца, принадлежности его к художественному или мыслительному типу и ряд других психологических основ. Методы эмоционального образного представления певческого процесса и его терминологического описания (типа «как будто» и др.), широко распространенные в вокально-педагогической практике, нередко подвергаются критике как «научно необоснованные», «необъективные», «фантастические» и т.п. «Надо категорически изгонять из педагогической практики термины, сравнения, аналогии и т.п., которые не только не имеют ничего общего с наукой, но и прямо противоречат здравому смыслу» (Павлищева, 1964). Критика вызвана рядом причин, но главным образом, действительно, отсутствием научных обоснований правомочности эмоционально-образной вокальной терминологии и методов типа «как будто». В связи с этим нами приводится ряд экспериментально-теоретических обоснований не только правомочности, но и целесообразности такого рода метафорических методов и терминов (с позиций психофизиологической науки).
ЦИТАТА
Морозов, В.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ / В.П. Морозов. В сборнике: Вопросы вокального образования. – 2008. – С. 42-59
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ