АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу психологических взглядов В.Н. Дружинина по актуальным теоретическим вопросам в области когнитивной психологии. Изложены новые научные идеи ученого в психологии интеллекта. Анализируется введенная В. Н. Дружининым концепция когнитивного ресурса как количественной характеристики когнитивной системы в процессе создания ею многомерных моделей реальности в решения задач разного уровня сложности. Рассмотрена модель «интеллектуального диапазона», описывающая ряд эмпирических зависимостей и фактов, а также предсказывающая новые эффекты в ходе формирования интеллектуальных способностей. Эта модель позволяет объяснить взаимосвязи уровня интеллекта и продуктивности деятельности. Она показывает их с точки зрения существования для каждой специфической деятельности своих «нижних» и «верхних» порогов интеллекта. Для исследований В.Н. Дружинина характерен подход, рассматривающий интеллект индивида, с одной стороны, как «верхний ограничитель» потолка потенциальных творческих достижений, а с другой - как когнитивный ресурс субъекта, позволяющий создать адекватную репрезентацию (представление) о той или иной ситуации. В статье выделен ресурсный подход к пониманию природы интеллекта.
ЦИТАТА
Немировская, Н.Г. Подход В. Н. Дружинина к проблеме интеллекта: концепция "когнитивного ресурса" и модель "интеллектуального диапазона" / Н.Г. Немировская. // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 2. – № 3. – С. 206-211