Психофизические исследования эстетических свойств певческого голоса | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психофизические исследования эстетических свойств певческого голоса

Морозов В.П.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ глава в книге
ГОД 2009
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Психофизика со времен С. С. Стивенса значительно эволюционировала в область изучения объективных основ субъективной оценки значительно более сложных стимулов, в частности – восприятия звуков речи. Практически неисследованными остаются психофизические основы эстетических свойств вокальной речи (пения). Статья посвящена разработанным автором психофизическим подходам и методам оценки полётности и помехоустойчивости певческого голоса. В частности, показано, что такие важнейшие эстетические и вокально-технические свойства как приятная на звук звонкость, «серебристость» тембра, а также полётность звука определяются степенью выраженности в спектре голоса группы усиленных обертонов около 2400–3200 Гц, что именуется термином «высокая певческая форманта». Певческий голос по сравнению с обычным речевым голосом характеризуется целым рядом отличительных свойств: большой силой звука до 115–120 дБ (в обычной речи – 70–90 дБ), увеличенным звуковысотным диапазоном – не менее 2 октав (в речи 0,5–1,5 октавы), наличием вибрато, т. е. приятной на слух амплитудно-частотной модуляцией звука с частотой 6–9 кол/сек и др. Важнейшим свойством певческого голоса является особый тембр, характеризующийся звонкостью, яркостью, «серебристостью» звука и в то же время его «мягкостью» и «бархатистостью». Наконец, в практике вокального искусства издавна высоко ценится свойство голоса певца преодолевать значительные расстояния, заполнять концертные залы большого объема, а главное – противостоять маскирующему воздействию окружающих звуков (оркестр, хор, музыкальное сопровождение). Старые итальянские вокальные педагоги назвали это свойство термином portata de la voce, что означает способность голоса нестись. В отечественной литературе нередко употребляется термин носкость голоса (Аспелунд, 1952), что, очевидно, связано с буквальным переводом итальянского слова portare (нести). Мы считаем, что для обозначения указанного свойства голоса более удачным русским термином является полетность голоса (Морозов, Барсов, 1965; Морозов, 2002).
ЦИТАТА
Морозов, В.П. Психофизические исследования эстетических свойств певческого голоса / В.П. Морозов. В книге: Современная психофизика. – 2009. – С. 433-443
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ