АННОТАЦИЯ
Искренность говорящего широко известное в обиходе межличностных отношений и вместе с тем, далеко не изученное в психологической науке понятие. Как правило, искренность трактуется как позитивное свойство говорящего, как некая этическая и даже эстетическая норма речевого поведения. Свидетельства этому можно найти во многих трудах, начиная еще с поучений Конфуция («Благородный муж должен следить, искренна ли его речь…») и кончая современными словарями В. Даля и С.И. Ожегова: «Искренний – означает правдивый, откровенный, честный, добросовестный, выражающий подлинные чувства, чистосердечный, нелицемерный и т.п.». Связь искренности с правдивостью не означает, однако, тождественности этих понятий в формально-логическом смысле (Знаков, 1999, 2005). Говорящий может быть неточным в своих суждениях, но при этом, если он искренен, то он говорит то, что думает и чувствует, т.е. его высказывание полностью соответствует его мыслям и чувствам. Таким образом, правдивость искреннего человека состоит не в том, что он всегда объективно прав (т.е. высказывает объективную правду), а в том, что он прав субъективно, т.е. не противоречит своим мыслям и чувствам о предмете разговора. Искренность – это убежденность в своей правдивости. Искренность придает речи силу и убедительность, вызывает доверие к говорящему и его словам. Неискренность снижает убедительность речи, даже если она логически безупречна. (Кони, 1963). Что касается неискренности, то это понятие практически равнозначно понятию «неправда» или «ложь», т.к. в случае неискренности человек говорит не то, что думает и чувствует.
ЦИТАТА
Морозов, В.П. Психологические механизмы распознавания искренности-неискренности говорящего по особенностям его невербального поведения / В.П. Морозов, П.В. Морозов. В сборнике: Познание и общение: теория, эксперимент, практика. – 2009. – С. 36-49