АННОТАЦИЯ
Одной из крупных и классических тем общей психологии, современной и прошлой, является психология речи. Это естественно, поскольку способность человека говорить уникальна во всей живой природе. К тому же эта способность тесно связана с другими сторонами психики — мышлением, перцепцией, познанием, наконец, личностью человека, его общественной жизнью. Но есть и другая наука, изучающая мир слова,— лингвистика. Что их различает, что роднит, как они взаимодействуют? Взаимоотношения названных наук непросты. Психологи речи, стоящие у истоков современной психологии (В. Вундт и др.), тесно связывали психологические и лингвистические знания и подходы. Позднее возникла позиция размежевания психологии и лингвистики по линии различения речи и языка: речь как индивидуальный акт — объект психологии, язык как социальное явление — объект лингвистики (С. Л. Рубинштейн). Лингвистика в своем историческом движении знала периоды тесного сближения с психологией и резкого от нее отмежевания. Напомним, что существовало психологическое направление в лингвистике (Штейнталь, Потебня). Работы замечательного автора, зачинателя научного исследования языка В. Гумбольдта, который традиционно считается лингвистом, в наши дни воспринимаются как психологические. Много психологически ориентированных вопросов поднимается в трудах Ф. де Соссюра. Наряду с этим в лингвистике выдвигались тезисы о необходимости ее принципиального отграничения от психологии. Так, структурализм начала XX в., обратившийся исключительно к форме речевого материала, отказался от рассмотрения даже семантического аспекта речи, не говоря о более отдаленных связях с психологией.
ЦИТАТА
Ушакова, Т.Н. О сотрудничестве психологии и лингвистики / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова. // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 4. – С. 164-166