Личность гения (исследование, выполненное на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Личность гения (исследование, выполненное на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского)

Холондович Е.Н.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Феномен гения вызывает множество противоречивых мнений и суждений. Еще со времен античности утвердился взгляд на гениальность как род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатоники и др.). В эпоху Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. Именно в этот период понятие гениальности заняло центральное место в эстетике и получило название “бури и натиска”, понимаемое немецкими романтиками как идеал свободы личности и права на индивидуальность. Спонтанность, интуиция, эмоциональность стали восприниматься почти обязательными атрибутами гения. В эпоху Просвещения устанавливается новый взгляд на природу гениальности. Гельвеций считал гения «шедевром случая», причем под «случаем» он понимал благоприятное стечение обстоятельств – экономических, политических, педагогических условий развития. Дидро же настаивал на наследственной природе гениальности. В этот период гений воспринимается как представитель только художественного творчества. Так как наука рациональна и подчинена строгим законам логики, в ней нет места фантазии, иррациональным началам. Лейбниц утверждал, что художественное творчество требует «простора воображения» (экстаза, интуиции), научное же подчинено рациональному методу. Кант также полагал, что научному творчеству чужда иррациональность, которую он связывал только с художественным творчеством. Но позже Кант приходит к выводу, что в науке немалую роль играет проницательность мышления. Она не только подчинена воле случая, но и большую роль в ней играет одаренность ученого. Наибольший интерес проблема гениальности получила в конце ХIX начале XX века как в отечественной науке, так и за рубежом. Это было обусловлено стремлением найти методы для создания человека новой эпохи, способного осуществить задачу переустройства мира. В это время появляются различные концепции гениальности в таких областях знания как философия (Н.А. Бердяева, И.И. Лапшина, В.В. Розанова, С.Л. Франка, А. Камю, Ф. Ницше), психиатрия (Н.Н. Баженов, Г.И. Россолимо, Г.В. Сегалин, И.А. Сикорский, В.Ф. Чиж, В. Гирш, Э. Кречмер, Ч. Ломброзо и др.), евгеника (Ф. Гальтон, Д.Н. Жбанков, Н.К. Кольцов, Ю.А. Филипченко, В.П. Эфроимсон), психология (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Н.В. Гончаренко, В.Л. Дранков, А.Ф. Лазурский, Г.И. Поляков, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Г.-Ю. Айзенк, Р. Дилтс, К. Тейлор, Э Торанс, З. Фрейд и др.).
ЦИТАТА
Холондович, Е.Н. Личность гения (исследование, выполненное на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского) / Е.Н. Холондович. В сборнике: Современная личность: Психологические исследования. – 2012. – С. 118-140
АВТОРЫ

Холондович Елена Николаевна

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

57
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ HISTORICAL PSYCHOLOGY МЕНТАЛИТЕТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ