Анализ различий в проявлении индивидуально-личностных качеств при разной степени выраженности рефлексивности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Анализ различий в проявлении индивидуально-личностных качеств при разной степени выраженности рефлексивности

Маркина Н.А., Галкина Т.В.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Системно-структурный подход рассмотрения рефлексивных механизмов включает в себя изучение комплекса личностных качеств высокорефлексивных и низкорефлексивных личностей. Актуальность изучения данной проблемы обусловливается необходимостью выявления различий в выраженности индивидуально-личностных качеств при разной степени выраженности рефлексивности. Анализ работ, посвященных рефлексии, позволяет говорить о ее системных свойствах. Рассматривая рефлексию с позиций системного подхода, А.В. Карпов определяет ее как регулятивный компонент деятельности (Карпов, 2004). Он рассматривает данный психологический феномен в русле классической триады, включающей психические процессы, свойства и состояния. Как процесс рефлексию можно изучать в рамках когнитивной психологии и теории деятельности. Она здесь выступает как «процессуальное средство» (Карпов, 2004, с. 103) реализации метасистемного уровня организации психики, когда необходим выход за пределы объективной данности. Если рефлексия рассматривается как психический процесс, то рефлексивность является «интегральным психическим свойством» (Карпов, 2004, с. 112), объединяющим в себе все другие качества и свойства личности. Рефлексия как состояние обнаруживается как основное регулятивное средство «интеграции всех основных компонентов психики» (Карпов, 2004, с 138). На системные свойства рефлексивности также указывал ряд авторов, в частности, Н.Н. Азаров использует термин «комплекс рефлексивности» (Азаров, 1982), В.А. Лефевр рассматривает рефлексию как систему (Лефевр, 2003), Ю.И. Лобанова, раскрывая термин «рефлексивный механизм», говорит о ее многокомпонентной структуре (Лобанова, 1998). По-прежнему актуальными остаются такие методологические проблемы психологии, как системность, деятельность, сознание, субъектность (Ананьев, 1977; Барабанщиков, 2004; Брушлинский, 1996; Ломов, 1984; Рубинштейн, 1999; Щедровицкий, 1995; Проблема субъекта в психологической науке, 2000; и др.). Однако, несмотря на достаточную разработанность изучения системных свойств рефлексивности, эмпирических исследований, посвященных изучению различий в выраженности индивидуально-личностных качеств при разной степени выраженности рефлексивности, недостаточно.
ЦИТАТА
Маркина, Н.А. Анализ различий в проявлении индивидуально-личностных качеств при разной степени выраженности рефлексивности / Н.А. Маркина, Т.В. Галкина. В сборнике: Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – 2012. – С. 591-595
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ