Методология организменного исследования | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Методология организменного исследования

Волкова Е.В.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Анализ психологических исследований со всей очевидностью показывает, что современное состояние психологических знаний остается таким же рыхлым и ненадежным, как в конце XIX в. (Прогресс психологии…, 2009). Одной из причин методологического неблагополучия являются противоречие между организменной (целостной, системной, интегральной) природой психических феноменов и атомарными подходами их изучения, между живой развивающейся сущностью психических явлений и статическими формами их исследования. Например, организменная природа способностей только декларируется и изучается либо как определенный набор, перечень индивидуально-психологических свойств успешного человека либо как сформированность компонентов деятельности или психических функций. Более того, поскольку в рамках отдельной области научного знания невозможно охватить все подсистемы, относимые к интегральной сущности феномена «способности», то при построении методологии исследования обычно вычленяют часть этой системы и исследуют ее, пытаясь учитывать имеющиеся у неё множественные связи с другими частями системы. При этом целостность, организменная сущность способностей расчленяется на отдельные «пласты», «кирпичики» и в соответствии с той или иной методологией детально исследуется. Но целое как «живой организм» – это не агрегат дискретных элементов, это самоорганизующаяся система взаимообусловленных и взаимоопосредованных компонентов, где каждая из частей системы может быть определена только по отношению к другим частям и к целому. Например, абсолютный слух не может выступать в качестве предиктора музыкальных способностей, как и точность оценки размеров объектов – для художественно-изобразительных способностей.
ЦИТАТА
Волкова, Е.В. Методология организменного исследования / Е.В. Волкова. В сборнике: Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – 2012. – С. 549-555
АВТОРЫ

Волкова Елена Вениаминовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

138
ИНТЕЛЛЕКТ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ INTELLIGENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ