Взаимосвязь среды и направленности агрессивности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Взаимосвязь среды и направленности агрессивности

Воронин А.Н., Лучинина Е.В.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Несмотря на многочисленные исследования, проблема понимания и определения агрессивности не теряет своей актуальности. До сих пор нет единого мнение, что же собственно такое агрессия, что определяет ее направленность и существует ли взаимосвязь направленности агрессивности и средовых детерменант. В настоящее время накоплен достаточно большой эмпирический материал, дающий представление о видах и типах агрессивности. При этом, к сожалению, можно отметить, что исследователи нечасто обращают внимание на такой показатель, как факторы среды. В особенности это относится к России, где пока не проводилось систематических исследований, посвященных средовым модераторам проявления агрессивности. В связи с этим особый интерес представляет проблема изучения средовых факторов направленности агрессивности. Агрессивность как свойство личности, определяемая как склонность к агрессивному поведению, к актам агрессии, разграничивается, по данным литературы, в большинстве случаев с понятием враждебности и в части случаев – с понятием жестокости. Как можно убедиться, в психологической литературе приводится большое количество самых разнообразных определений и формулировок агрессии, но одни из них смешивают понятия агрессии, как форму поведения и агрессивности, как свойство личности, другие являются слишком узкими и не охватывают всех видов и форм агрессивно-насильственного поведения, третьи, напротив, оказываются слишком широкими и включают такие действия, которые обычно как агрессия не рассматриваются. Большое внимание проблемам средовых условий развития уделялось в отечественной психологии. Л. С. Выготский разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры (Выготский, 1931). Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие – произвольным и т.д. Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание. Основываясь на опыте прочих исследователей агрессивности и средового воздействия, было принято решение о проведении собственного исследования, с целью обозначить определенные средовые модераторы проявлений агрессивности.
ЦИТАТА
Воронин, А.Н. Взаимосвязь среды и направленности агрессивности / А.Н. Воронин, Е.В. Лучинина. В сборнике: Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – 2012. – С. 503-509
АВТОРЫ

Воронин Анатолий Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

203
ИНТЕЛЛЕКТ ДИСКУРС КРЕАТИВНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ