АННОТАЦИЯ
Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» появилось при разработке проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд (Guilford, 1967), X. Гарднер (Gardner, 1983) и Г. Айзенк (Айзенк, 1995). На современном этапе исследования эмоционального интеллекта представляют вполне самостоятельное направление. Введя термин «эмоциональный интеллект» в психологию, Джон Мэйер и Питер Сэловей определили его как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои собственные и других людей) (Sаlоvеу, Мауег, 1990; Mayer, Salovey, 1997). Модель эмоционального интеллекта как совокупность способностей дает представления о внутренней структуре интеллекта и его значении для жизни человека. Эмоциональный интеллект, как и другие виды интеллекта, отвечает трем эмпирическим критериям. Первый критерий для теории интеллекта состоит в том, что мыслительные задачи имеют правильные или неправильные решения, что оценивается конвергенцией альтернативных методов. Второй критерий означает, что измерения отдельных умственных навыков коррелирует друг с другом, но остаются самостоятельными. Третий критерий указывает на то, что абсолютный уровень интеллектуальных способностей повышается с возрастом. Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо показали, что эмоциональные навыки, описываемые их моделью, могут рассматриваться как интеллект, так как они представляют взаимосвязанный набор компетентностей, которые могут быть интерпретированы как единый фактор с 4 субуровнями. Эти навыки, имея взаимосвязи, отличны друг от друга и переплетены с другими способностями, такими, как вербальный интеллект. Способности, составляющие эмоциональный интеллект, развиваются с возрастом. Таким образом, конструкт эмоционального интеллекта отвечает всем трем критериям интеллекта (Mayer, Salovey, Caruso, 2000).
ЦИТАТА
Ветрова, И.И. Стандартизация MSCEIT v2.0 на русскоязычной выборке: возрастные и половые различия / И.И. Ветрова. В сборнике: Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – 2012. – С. 244-249