АННОТАЦИЯ
Понятие «экспериментальной реальности» было нами предложено вначале для изучения восприятия и деятельности человека в ситуациях, наиболее приближенных к естественным (Лалу, Носуленко, 2005; Носуленко, 2007). Экспериментальная реальность как исследовательская парадигма комбинирует два метода: контролируемый эксперимент и естественное наблюдение. Эта парадигма имеет давнюю историю, которая связана, в первую очередь, с именем А. Ф. Лазурского и его представлениями о «естественном эксперименте» (Лазурский, 1911). Исследователь в экспериментальной реальности включается в процесс трансформации среды участвуя в разработке новых компонентов среды (рабочих пространств, орудий и т.п.). А для этого он создает необходимые методы наблюдения и контроля за использованием этих пространств и орудий с целью оценки результатов произведенных трансформаций. При этом пользователь также является участником проводимых исследований, включаясь в анализ получаемых данных и в оценку конечных результатов. Отличие между «естественным экспериментом» и «экспериментальной реальностью» заключается в том, что последняя, базируясь на субъектно ориентированном анализе, является не только исследовательской парадигмой, но и парадигмой непосредственного участия в преобразовании мира: результат исследования направлен на изменение характеристик среды (Lahlou, Nosulenko, Samoylenko, 2002, 2012). Один из способов реализации такого подхода было создание специальных экспериментальных пространств, которые для пользователя становятся естественной средой обитания. Проект «Лаборатория когнитивного дизайна» (LDC, EDF R&D) представляет собой пример экспериментальной реальности (Лалу, Носуленко, 2005). Лаборатория представляет собой уникальный технический комплекс, позволяющий наблюдать за деятельностью людей в среде новейших информационных технологий и одновременно проводить эмпирические исследования и эксперименты в ситуациях применения этих технологий реальным пользователем. Такой подход оказался продуктивным для проведения многочисленных экспериментальных и прикладных работ, в том числе при изучении роли новых информационных и коммуникационных технологий в процессах человеческой деятельности. В частности, была подтверждена зависимость эффективности использования коммуникационного средства от степени его интеграции в контекст задач выполняемой деятельности и показана необходимость изначальной ориентации на субъекта деятельности всего процесса разработки новых технологий (Лалу, Носуленко, Самойленко, 2007).
ЦИТАТА
Носуленко, В.Н. Воспринимаемое качество как инструмент исследования "экспериментальной реальности" современной естественной среды / В.Н. Носуленко. В сборнике: Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – 2012. – С. 91-95