О некоторых направлениях разработки количественно-качественной методологии исследования психических явлений | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

О некоторых направлениях разработки количественно-качественной методологии исследования психических явлений

Самойленко Е.С.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Перспективным направлением развития методологии психологических исследований является использование комплексного инструментария, который позволяет получать и сопоставлять количественные и качественные данные о психических явлениях, а также подразумевает разработку специальных процедур качественного анализа вербальных и невербальных данных. Примером современного направления качественного анализа данных является индуктивный контент-анализ (Strauss, Corbin, 1998; Titscher et al., 2000; Willig, 2001), который является так называемым подходом «снизу-вверх» (“bottom-up” approach). Согласно этому подходу, наиболее разработанными вариантами которого являются интерпретативный феноменологический анализ (Interpretative phenomenological analysis - IPA) и так называемая «Базовая теория» (Grounded Theory), главные темы и категории выделяются в процессе анализа данных, а не формулируются исследователем перед началом работы, как это имеет место в классическом контент-анализе. Интерпретативный феноменологический анализ применяется к вербализациям, получаемым в рамках интервью и фокус групп. С его помощью в текстах систематически идентифицируются темы, которые затем организуются во все более обобщенные и иерархически связанные категории (Willig, 2001). Более детальный анализ текстов, осуществляемый на уровне значений вербализованных конкретных действий и событий, специфичен для Базовой теории (Strauss, Corbin, 1998; Titscher et al., 2000). Эта теория является сейчас наиболее известным качественным подходом к анализу вербальных данных, который сконцентрирован не просто на их упорядочивании, а на организации идей, возникающих в результате их анализа, что предполагает постоянное развитие понятий и категорий в процессе самого анализа.
ЦИТАТА
Самойленко, Е.С. О некоторых направлениях разработки количественно-качественной методологии исследования психических явлений / Е.С. Самойленко. В сборнике: Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – 2012. – С. 86-91
АВТОРЫ

Самойленко Елена Станиславовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

127
СРАВНЕНИЕ COMPARISON СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ