Эволюционный подход к восприятию лиц | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Эволюционный подход к восприятию лиц PDF

Никитина Е.А.
Психологический журнал ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 3
АННОТАЦИЯ
Рассматриваются направления психологических исследований, посвященные проблеме восприятия лица как источника субъективно значимой информации животными разных видов. Предложена расширенная трактовка термина "лицо", позволяющая применять его не только к человеку или приматам, но и к другим животным, в том числе беспозвоночным. Обосновывается применение эволюционного подхода в исследованиях, посвященных восприятию лиц. Представлены оригинальные методические подходы и полученные на их основе новые данные, касающиеся восприятия лица в качестве "органа" социального взаимодействия, признака индивидуальной дифференциации, источника ситуативной когнитивно и эмоционально значимой информации. Показано, что лица являются значимыми объектами для многих животных. Обосновано, что предпосылками для развития способности к различению, категоризации и запоминанию лиц являются высокая значимость зрительного информационного канала и важность социальных взаимодействий. Приведены результаты исследований, демонстрирующие специфические нейрональные и поведенческие ответы представителей нескольких видов животных на лицо как особый тип визуальных стимулов. Подтверждено увеличение локальной активности гомологичных областей мозга при узнавании других индивидов или реагировании на их эмоциональное состояние у человека, приматов, а также овец. Зафиксированы сходные перцептивные феномены, такие как эффект инверсии, эффект "своей расы" и др.
ЦИТАТА
НИКИТИНА, Е.А. Эволюционный подход к восприятию лиц / Е.А. НИКИТИНА. // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 82-95
АВТОРЫ

Никитина Елена Альфредовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

86
САМООЦЕНКА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2006 год

2014 год

2008 год

2008 год