АННОТАЦИЯ
Наука вырабатывает характерные для нее виды дискурса, исторически изменяющиеся с ее развитием. Принято выделять три основные стадии развития науки, или, как их иногда обозначают, три последовательно сменяющие друг друга вида «научной рациональности». Первая стадия — классическая наука, возникшая в XVI–XVII вв., в период формирования науки Нового времени. Вторая стадия — неклассическая наука, возникшая в начале XX в. в связи с «кризисом естествознания», в первую очередь, физики. Третья стадия — постнеклассическая наука, возникшая во второй половине XX в. Для классической науки характерно абстрагирование от особенностей и характеристик познающего субъекта, стремление «вынести» его за пределы познавательного процесса. Ее основными принципами служат знаменитое кредо И. Ньютона «Гипотез не измышляю», образ научного познания как «Чтение книги природы», образ ученого как живущего в «Башне из слоновой кости» и т.п., т.е. для нее характерно восприятие научного познания как «вычерпывания знания» из познаваемых объектов, причем из него должно быть изъято все субъективное. Данный тип дискурса был порожден именно наукой Нового времени. Ранее же практиковались совсем иные типы научного дискурса. Например, Гассенди критиковал систему Аристотеля за то, что тот был корыстен, жаден, амбициозен и подвержен многим другим человеческим порокам, на подобных основаниях делая вывод о том, что нельзя доверять научной системе, которая создана человеком, имеющим столь многочисленные человеческие недостатки.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Эволюция дискурса психологической науки / А.В. Юревич. В сборнике: Ситуационная и личностная детерминация дискурса. – 2007. – С. 36-45